Posted 6 декабря 2012,, 05:56

Published 6 декабря 2012,, 05:56

Modified 31 марта, 22:09

Updated 31 марта, 22:09

Год спустя протестанты дошли до ЦИКа

6 декабря 2012, 05:56
В центре Москвы, где в прошлом декабре состоялась самая массовая акция со времен демонстраций 1990-х годов, оппозиция отметила «Точку невозврата», давшую старт современному уличному протестному движению.

Год назад в центре Москвы состоялась самая массовая акция протеста оппозиции со времен демонстраций 1990-х годов. В ней приняли участие около 10 тысяч человек. После митинга на Чистопрудном бульваре граждане хотели пройти шествием до здания ЦИК на Лубянке, однако были остановлены сотрудниками правоохранительных органов. 5 декабря 2012 года прошла акция «Точка невозврата», посвященная годовщине начала протестного движения в России. Корреспондент «Росбалта» побывал на Чистых прудах и спросил у рядовых активистов о прошлом и будущем протеста.

Вечером 5 декабря небольшая площадь возле памятника А.С. Грибоедову превратилась в место неожиданных и приятных встреч. Люди с белыми лентами на одежде подходили к монументу и, видя знакомые лица, улыбались, здоровались и обнимались. Те, кто пришли на Чистопрудный бульвар, как правило, участвуют во всех протестных акциях оппозиции, а потому фактически знают друг друга по именам. Активисты постепенно подтягивались к памятнику, и к 19:00 на площади было около 100-150 человек. На протяжении двух часов они обсуждали политическую ситуацию в стране и делились воспоминаниями годичной давности.

Одной из первых на Чистые пруды пришла дочь писателя-историка Натана Эйдельмана, преподаватель истории в столичной гимназии Тамара Эйдельман. Во время майских акций под названием «ОккупайАбай», проходивших в импровизированном лагере все на том же Чистопрудном бульваре, она читала лекции о мировой истории мирного протеста. Тамара Натановна не присутствовала на митинге год назад, так как была не в Москве, но пришла к памятнику для того, чтобы отметить столь важную для нее дату.

«Как было замечательно, когда активисты с белыми лентами встали единой цепью по всему Садовому кольцу. Это было чувство счастья», - отмечает она самый запомнившийся ей момент - акцию «Белое кольцо» 26 февраля. На вопрос о том, что произошло за минувший год, Тамара Натановна ответила, что «свободы стало меньше», но, в то же время, «многое изменилось в головах людей, появилось больше какого-то соображения, но не у всех, конечно».

Журналистов на акцию пришло чуть ли не столько же, сколько и участников, однако это совсем не мешало и тем и другим увлеченно разговаривать на различные темы. Благостное настроение собравшихся не смогли ухудшить ни мороз (год назад, кстати, было заметно теплее), ни сотрудники полиции. Вскоре после начала акции они начали в мегафон объяснять гражданам, что нельзя «загораживать проход». За свои разъяснения полицейские получили солидную порцию оваций, сопровождающихся саркастическими возгласами.

Место «под памятником» заняли двое молодых людей, которые по очереди вставали здесь со своими плакатами. На одном – результат фальсификаций выборов в Госдуму на участке в подмосковном Дедовске. Мужчина, державший плакат в руках, пояснил, что был наблюдателем на данном участке. Там ему выдали копию протокола с результатами, однако на следующий день на сайте ЦИКа он увидел совершенно другие. Пытался подавать апелляцию, но – безрезультатно.

Плакат второго пикетчика был адресован главе ЦИК Владимиру Чурову.

Неподалеку другие активисты одаривали всех желающих «билетиками в автозак». Кто-то незаметно возложил к памятнику Грибоедову белые хризантемы.

Девушка лет 30-ти, в светло-серой куртке, раздавала окружающим стикеры с призывом прийти на «Марш свободы» 15 декабря. Само шествие и его маршрут еще не согласованы оппозицией с властями столицы, однако оповещение москвичей о предстоящем событии идет уже сейчас. На митинге годичной давности Ирина не была, потому что работала, «иначе бы обязательно пошла». Говоря об изменениях, произошедших за это время, она привела пример из собственного опыта: «Когда год назад я шла 10-го числа на Болотную, я была одна. Никто из знакомых не разделял мои переживания, а теперь у меня много друзей, которых я приобрела здесь, на протестных акциях, и тех, кто начал ходить на них вместе со мной». Все разговоры о так называемом «сливе протеста» она считает несерьезными: «Протест никуда не делся».

Внимание сразу нескольких фотографов, блуждающих по площади в поисках чего-то яркого, привлекла женщина с куклой волшебника, внешне очень похожей на Владимира Чурова. Ни на Чистые пруды 5 декабря, ни на Болотную площадь 10-го она не ходила, о чем очень жалеет. При этом дама заметила, что протестующим не нужно было уходить с Площади Революции на Болотную: «В этом плане я согласна, конечно, с Лимоновым. На мой взгляд, не имели права они уходить, ничего бы не сделали с такой массой народа. За прошедший год власть показала свое истинное лицо. Народ протест не «слил». Как протестовали, так и будут протестовать. Просто нет такого лидера, который свиснет - и все придут. Откровенно говоря, нужно больше информации распространять о таких массовых акциях, а то о них можно узнать только по Интернету. А если честно, я за своих детей боюсь, хотя они у меня от протеста воздерживаются. Хватит им одной мамы-«революционерши». Я с 2006 года еще на всех «маршах несогласных» была. И в автозаках сидела. А они за границу все собираются, хотя мне бы этого очень не хотелось».

Для многих митинг на Чистых прудах, стал своеобразным толчком, который вовлек их в водоворот политических событий. Все те, кто пришел сюда год назад, продолжили ходить на митинги и марши».

«Появилась заметная доля общества, которая поняла, что можно устраивать жизнь иначе, что эта задача - хотя бы в перспективе - нам по силам, - делились мыслями активисты Наталья и Антон, - и никто, кроме нас, нашу жизнь не изменит. Протест постепенно перетекает в иное русло. Некоторые, конечно, разочаровались, но таких немного. Протестное движение просто переходит в другие формы, уходит «вширь». Самое важное сейчас – суметь скоординироваться и работать слаженно». Особо памятное событие для обоих – разгон демонстрации 6-го мая. Для них оно самое драматичное и напряженное. «А так, ярких и приятных моментов было много», - резюмировали собеседники «Росбалта».

Спустя час после начала акции к памятнику Грибоедову подошел Борис Немцов, и мгновенно был окружен толпой журналистов. Сходу он начал рассказывать о планах оппозиции на ближайшее время:

«Сейчас наша задача – достойно провести массовую акцию 15 декабря. Потом – твердо и ясно выработать программу политических реформ с тем, чтобы уйти от режима полицейского государства и воровства к народовластию, отмене цензуры, независимому суду и так далее. Также нашей задачей является участие в выборах губернатора Московской области. Мы намереваемся 16 декабря на заседании КС оппозиции провести праймериз по выбору единого кандидата на пост губернатора Подмосковья».

Популярную фразу «протест слили» Борис Ефимович согласился прокомментировать с удовольствием. Он описал ситуацию 10 декабря, когда Эдуард Лимонов и его 200 сторонников остались на Площади Революции, а большинство отправилось на Болотную площадь, и отметил, что «не крал у Лимонова революцию» и что «народ не готов погибать». «Мирный протест – огромная заслуга всех его участников», отметил политик, сравнив протест с живым организмом, который в данный момент просто переживает небольшой упадок сил.

Через некоторое время в толпе появились Мария Баронова, одна из фигурантов дела о беспорядках 6 мая, и журналистка Ольга Романова Они, как и все, поведали журналистам о своем 5-м декабря, о митинге и последующих задержаниях.

Стоявший рядом харизматичный пенсионер, на куртке которого сиял большой значок с призывом «Свободу!» на фоне триколора, сказал: «В этот день я ощущал полный восторг, потому что это была первая массовая акция протеста. Никто народ не сгонял. Это был единый порыв. С другой стороны – очень много винтили. Но это тоже всех объединило. За минувший год мы, безусловно, стали сильнее, но у нас все еще нет единства. Есть лишь одна общая идея: «Россия без Путина», а вот дальше идет серьезный разлад. Страна находится в информационном вакууме. Нас, тех, кто выходит на улицы, очень мало, очень. Основная масса населения все еще спит. В общем, этот народ заслуживает той власти, которая есть».

Акция, приуроченная к годовщине первого массового митинга оппозиции на Чистых прудах, продолжалась около двух часов. Не обошлось и без задержаний: у входа в метро был "встречен" полицейскими активист "Другой России" Геннадий Строганов. Как позже отметили в ГУ МВД, он находился в розыске, поскольку сбежал из больницы во время отбывания административного ареста.

Напоследок оставшиеся 15 человек решили все-таки дойти до здания ЦИК, куда их не пустили год назад. На Лубянке они некоторое время постояли в одиночных пикетах, после чего попрощались до 15 декабря и довольные разошлись.

Денис Гольдман