Posted 7 февраля 2013,, 10:45

Published 7 февраля 2013,, 10:45

Modified 31 марта, 21:03

Updated 31 марта, 21:03

Мигрантов пересчитают «по пальцам»

7 февраля 2013, 10:45
Чтобы получить патент, оформить разрешение на работу или взять в миграционной службе его дубликат, трудовым мигрантам теперь необходимо пройти процедуру дактилоскопической регистрации, а получателям разрешений еще и сфотографироваться.

Чтобы получить патент, оформить разрешение на работу или взять в миграционной службе его дубликат, трудовым мигрантам теперь необходимо пройти процедуру дактилоскопической регистрации, а получателям разрешений еще и сфотографироваться. По мнению властей, это решение способствует снижению преступности среди иностранных граждан, да и самим трудягам существенно облегчит жизнь, если они остались в нашей стране без документов. Однако некоторые правозащитники считают подобные меры дискриминацией по отношению к мигрантам, а многие обеспокоены тем, что нововведение повлечет за собой ряд куда более серьезных проблем.

Первопроходцем в деле дактилоскопической регистрации мигрантов по праву можно назвать Санкт-Петербург, где данная процедура проводится еще с февраля 2012 года, правда, добровольно. Однако, последовав примеру Северной столицы и растиражировав ее опыт на территории всей страны, федеральные власти пошли дальше и решили сделать процедуру обязательной. Так, с 1 января 2013 года согласно приказу ФМС для получения патента, разрешения на работу или его дубликата мигрантам придется «откатать пальчики», а желающим получить разрешение на работу еще и сфотографироваться.

Как рассказали «Росбалту» в пресс-службе столичного УФМС, для города закуплено 45 аппаратов для проведения дактилоскопии. Они есть как в самом отделе по вопросам трудовой миграции, так и в территориальных подразделениях – по 2-3 аппарата на округ. «Обращаясь в миграционную службу за разрешением на работу, иностранный гражданин получает направление на дактилоскопию, приезжает в указанное время в подразделение, где есть необходимое для этого оборудование, и проходит процедуру», - пояснил схему работы представитель пресс-службы.

Затем, по словам собеседника агентства, отпечатки пальцев мигрантов проверяют, и если что-то не так, то разрешительных документов не выдают. Все сведения, полученные в ходе дактилоскопии и фотографирования, хранятся в базе ФМС. С начала года, по данным столичного управления миграционной служба, процедуру дактилоскопии прошли порядка 800 гастарбайтеров. Постепенно пополняясь новыми данными, база будет способствовать упорядочению миграционных потоков и снижению преступности среди приезжих, уверены чиновники.

«Преступность по Москве со стороны иностранцев снизилась на 4%, тем не менее, по тяжким и особо тяжким преступлениям ониа составляет очень большой процент, не пропорционально численности приезжих в столице», - отметил ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС Москвы Юрий Московский. Дактилоскопические данные по мигрантам существенно упростили бы работу правоохранительных органов в раскрытии подобных преступлений, считает собеседник агентства.

При этом пресс-секретарь УФМС по Москве Сергей Аксенов обратил внимание, что дактилоскопия позволит не только эффективнее бороться с преступностью среди мигрантов, но также поможет в идентификации личности иностранных граждан при несчастных случаях и других форс-мажорных обстоятельствах. Кроме того, нововведение позволит быстрее восстановить, например, утерянное разрешение на работу. Сотруднику миграционной службы будет проще понять, что перед ним находится именно тот человек, на чье имя был выдан документ.

В поддержку инициативы властей высказалась глава информационно-правого центра "Миграция и закон" Гавхар Джураева. Она считает дактилоскопию вполне эффективной формой контроля миграционных потоков. «Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество мигрантов, которые из-за недобросовестных работодателей попадают на улицы и криминализируются, сейчас это нововведение особенно актуально», - отметила Джураева. Однако, по ее словам, дактилоскопия хороша, только если она честная, если сведения, полученные в результате процедуры, не будут использоваться для фальсификации уголовных дел. Собеседница агентства всерьез опасается, что нерадивые сотрудники правоохранительных органов могут взять отпечатки пальцев из базы, чтобы закрыть несколько нераскрытых дел и получить повышение. И тогда пострадают невинные люди.

Разделяет ее опасения и председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. «При том количестве сфабрикованных уголовных дел, которое есть сегодня, я уверена, что отпечатки кого-то нужного окажутся там, где их никогда не было», - отмечает она. Кроме того, по словам Ганнушкиной, в этой затее существуют и другие подводные камни.

«Дело в том, что дактилоскопия не дает стопроцентного результата. В точности определить по отпечатку пальца реальный рисунок невозможно. Сама идея дактилоскопии возникла в конце девятнадцатого века, когда математические методы определения надежности не были разработаны. Поэтому в отличие от других способов этот фактически не проходил оценки», - поведала эксперт.

«У моего мужа, когда он въезжает в Америку, каждый раз возникают проблемы: то отпечаток не определяется, то он определяется не так, как надо. Нас ведут к какому-то солидному товарищу, он смотрит на мужа, на меня, спрашивает: «Муж?», и, удовлетворившись ответом, отпускает», - рассказывает Ганнушкина. Так, по ее словам, происходит в Америке, где о несовершенстве метода знают. В России же, убеждена председатель «Гражданского содействия», подобные истории заканчивались бы совершенно по-другому.

В подтверждение сказанного Ганнушкина привела вот такую историю: Молодой таджик – 25 лет - женился на гражданке России. На тот момент у счастливого супруга на руках было только разрешение на временное проживание, а когда он пошел получать вид на жительство, оказалось, что его отпечатки совпадают с отпечатками какого-то узбека, который был депортирован из России два года назад. Комитет «Гражданское содействие» оплатил экспертизу возраста (узбек был в два раза старше и совершенно не похож на этого юношу на фотографии), но доказать сотрудникам ФМС, что это два разных человека, так и не удалось. Более того, члены комитета в итоге нашли и того узбека, который, как оказалось, все это время жил в Москве под другим именем и никаких проблем из-за хранившихся в базе отпечатков пальцев не испытывал. А для семьи история закончилась потерей будущего ребенка, к которой привела нервотрепка с документами.

«Поскольку у нас не умеют такие вещи отбраковывать, не хотят подходить к каждому случаю индивидуально, дактилоскопическая регистрация обязательно приведет к какому-то количеству таких вот случаев», - уверена правозащитница. По ее словам, если уж вводить дактилоскопию, то она должна быть обязательной для всех. Выделять трудовых мигрантов здесь бессмысленно.

В свою очередь президент фонда "Миграция ХХI век" Вячеслав Поставнин и вовсе заявил, что не понимает, чего власти хотят добиться подобным решением. «Зачем мы начинаем «катать пальчики» тех, кто и так легально работает или планирует легализоваться, тогда как основная масса нелегальных мигрантов, которых в разы больше, как была вне поля зрения, так и останется?», - недоумевает собеседник агентства. Ведь преступников-то стоит искать, скорее, среди нелегалов, а теневую сторону миграции новая мера как раз и не затрагивает. Человек поменял паспорт и снова въехал в страну, дал взятку – и «пальчики» никто не катает. Именно так, по словам Поставнина, все и будет происходить на самом деле.

Собеседник агентства согласился, что логичнее было бы вводить все эти меры еще на границе, не важно, с туристическим визитом едет иностранец или собирается в России работать. Такой подход к дактилоскопии применяется на западе. Однако, по словам эксперта, постоянно копируя что-то с запада, мы все извращаем до неузнаваемости. Там подобные схемы работают потому, что существует визовый режим.

Но какой смысл вводить дактилоскопию мигрантов здесь, в России, когда граждане стран с безвизовым режимом совершенно свободно пересекают границу, и нет никакой возможности проверить, с какой целью они въезжают в страну? Какой смысл в подобных мерах в стране, где нелегальных мигрантов больше, чем их законопослушных соотечественников в разы? Может, с введением дактилоскопии исчезнут посредники, которые за баснословные деньги предлагают гастарбайтерам «помощь» в легализации? Увы! «Посредники останутся, будут табунами приводить мигрантов, чтобы без очереди сфотографироваться, без очереди «прокатать пальцы», - уверен Поставнин. Более того, по словам Ганнушкиной, вскоре обязательно появятся фирмы, которые берут отпечатки пальцев и за определенную плату могут оформить даже чужие отпечатки. Словом, предприимчивые работники подпольного рынка документов и услуг найдут способ выкрутиться. Так, еще до введения обязательного тестирования за знания русского языка посредники уже предлагали купить сертификаты, напоминает председатель «Гражданского содействия».

При этом, по словам собеседницы агентства, подобные фирмы работают совершенно открыто - на глазах у миграционной службы и полиции. Сотрудники комитета периодически звонят в конторы, которые торгуют разрешениями на работу, регистрациями, санитарными книжками, и каждый раз задают одни и те же вопросы: Придется ли проходить врачей для получения санитарной книжки? Настоящие ли документы? На что торговцы «липой» им отвечают, что врачей проходить не нужно – все уже проставлено, а документы самые настоящие и делаются с помощью миграционной службы.

«И документы то у них, действительно, настоящие, на реальных бланках, только в базе информации о них нет. Попасть в базу будет на порядок дороже, особенно с введением обязательной дактилоскопии», - заметила Ганнушкина.

Разговоры эти в комитете записывают, а затем направляют аудиофайлы в прокуратуру. Однако найти конторы, торгующие фальшивыми документами, сотрудникам правопорядка почему-то никак не удается. «И это несмотря на то, что город пестрит подобными объявлениями, встретить их можно на каждом шагу», - негодует собеседница агентства.

Стоит признаться, что пока существует подпольный рынок документов, пока приезжающие к нам иностранцы из стран с безвизовым режимом спокойно могут купить себе разрешение на работу или санитарную книжку в переходе, решить проблемы миграции одной лишь дактилоскопией не удастся. Это лишь увеличит поборы с тех приезжих, кто и так хочет жить в нашей стране по закону.

Уже сейчас, по словам президента фонда "Миграция ХХI век", аппаратура в миграционной службе работает с перебоями, и чтобы ускорить процедуру, обязательную для получения разрешения на работу, в отделениях ФМС гастарбайтерам предлагают заплатить 4 тыс. рублей.

Анна Семенец