Posted 19 февраля 2013,, 12:45

Published 19 февраля 2013,, 12:45

Modified 31 марта, 20:48

Updated 31 марта, 20:48

Хищение $14 млн ВЭБ сочли злоупотреблением

19 февраля 2013, 12:45
ГСУ ГУ МВД РФ по Москве сняло обвинения с двух фигурантов дела о хищениях средств «Внешэкономбанка». Первому зампредседателя ВЭБ Анатолию Балло обвинения изменены с мошенничества на злоупотребление полномочиями.

Главное следственное управление ГУ МВД РФ по Москве сняло обвинения с двух фигурантов дела о хищениях средств «Внешэкономбанка» - бывшего гендиректора инвестиционного фонда "Евразийский" Александра Лагутина и учредителя "Евразийского" Станислава Светлицкого. Первому зампредседателя ВЭБ Анатолию Балло обвинения смягчили - с мошенничества на злоупотребление полномочиями.

Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, на этой неделе следователь ГСУ принял решение прекратить уголовное преследование Лагутина и Светлицкого. С них сняты обвинения по статье 159 УК РФ (мошенничество), фигурантам дела отменены подписки о невыезде. Одновременно были изменены обвинения и Александру Балло. Вместо ранее инкриминировавшейся ему статьи 159 УК, предъявлены обвинения по статье 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Источник агентства отметил, что в перспективе возможно прекращение уголовного преследования Балло. Тем более, что у статьи УК РФ 201 небольшой срок давности привлечения к ответственности. «Ни ВЭБ, ни «Евразийский» не признают себя пострадавшими в этом расследовании, а значит - потерпевших в деле нет, что крайне осложняет работу» - объяснил снятие обвинения собеседник «Росбалта».

Еще в августе 2011 года ГСУ ГУ МВД РФ по Москве возбудило уголовное дело в отношении "неустановленных лиц", которые совершили мошенничество в особо крупном размере со средствами Внешэкономбанка, выделенными в качестве кредитов инвестфонду "Евразийский" (20% принадлежат ВЭБ). В декабре 2011 года следователь Павел Крылов прислал председателю ВЭБ Владимиру Дмитриеву запрос, где сообщил, что у него возникли подозрения, что речь может идти о неоднократных случаях хищения средств, выделенных банком "Евразийскому" в качестве кредитов. Владимир Дмитриев написал ответ начальнику ГСУ ГУ МВД РФ по Москве Ивану Глухову, в котором указал, что дело касается исключительно конфликта учредителей "Евразийского" и не должно "нанести ущерб государственным интересам в лице "Внешэкономбанка".

Первого марта 2011 года Главное следственное управление ГУ МВД по Москве выделило из общего расследования в отдельное производство материалы, связанные с компаний "Югводоканал" и возбудило отдельное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

События, которые привлекли внимание следователей, касаются весны-осени 2008 года. Тогда в "Евразийском" происходила очередная реорганизация, на время которой Лагутин был назначен гендиректором инвестфонда. По версии следствия, в апреле 2008 года "Евразийский" попросил ВЭБ выделить кредит в размере $75 млн на покупку "Югводоконала", обеспечивающего водой 80% Большого Сочи. Одновременно "Евразийский" через подконтрольную Светлицкому офшорную фирму "Лоана инвестментс Лимитед" (Кипр) приобрел "Югводоканал" у другой офшорной структуры всего за $61 млн. Вскоре Анатолий Балло (как представитель ВЭБ) одобрил выделение "Евразийскому" $75 млн на сделку по "Югводоналу", и так уже находившемуся под контролем инвестфонда.

По версии следствия, чтобы прикрыть аферу, "Евразийский" формально расторг договор купли-продажи с фирмой "Лоана", она вернула инвестфонду $61 млн (на самом деле, как считает следствие, "Югводоканал" остался под контролем "Евразийского"). Взамен был заключен новый договор купли-продажи с офшорной фирмой "Амодо Акциен Гинзельшафт" (Лихтенштейн), которой и поступили $ 75 млн, выделенные ВЭБ. Как считают в ГСУ, реальная цена сделки составила $61 млн, а остальные $14 млн были похищены.

Второго марта в Москве были задержаны основные фигуранты расследования – совладелец "Евразийского" Станислав Светлицкий, бывший гендиректор инвестфонда Александр Лагутин и Анатолий Балло. Позже всем им избрали меры пресечения, не связанные с лишением свободы.

Двадцать восьмого марта 2012 года материалы пошли на "повышение" и были переданы для дальнейшего расследования в Следственный департамент МВД РФ. После этого разразился крупный скандал. Третьего июля начальник управления СД МВД РФ Павел Лапшов подписал документ, которым отменил постановления о привлечении Балло, Лагутина и Светлицкого в качестве обвиняемых. В деле они остались фигурировать только в качестве подозреваемых.

Однако 17 июля следователь СД Дмитрий Полищук предъявил фигурантам дела новый документ за подписью уже замначальника СД при МВД РФ Сергея Бородулина, которым постановление Лапшова было отменено. Таким образом, Балло, Лагутин и Светлицкий вновь стали обвиняемыми.

В сентябре 2012 года СД МВД РФ вернул дело для окончания расследования в ГСУ ГУ МВД по Москве. В соответствующем постановлении первого замначальника Следственного департамента Юрия Шинина было сказано, что столичным полицейским материалы отправляются, в связи с тем, что инкриминируемое обвиняемым деяние "совершенно на территории Москвы", "по прошествии длительного времени отсутствует общественный резонанс", а "расследование не представляет особой сложности". Из всего этого Шинин делает вывод: "дело Балло" не соответствует критериям, по которым им должен заниматься СД МВД РФ.

С осени 2012 года по делу проводился минимум следственных действия, а теперь с большинства фигурантов сняли обвинения.

Александр Шварев