Posted 7 марта 2013,, 13:53

Published 7 марта 2013,, 13:53

Modified 31 марта, 20:25

Updated 31 марта, 20:25

ОП отделила людей от баранов

7 марта 2013, 13:53
Законопроект, имеющий изначально благую цель – упорядочить массовые религиозные обряды (а если конкретнее – не допустить публичного забоя баранов в мусульманские праздники), может обернуться скандалом.

В приснопамятные 1970-е годы в «Литературной газете» с юмором поведали о том, как один литературный переводчик, который переводил «Евгения Онегина» на татарский, слегка адаптировал текст для простого местного читателя. В строках «У них на масленице жирной водились русские блины» он заменил блины на перемяч – обжаренные в масле круглы татарские пирожки с мясом.

Анекдотическая история, имевшая место в стенах Общественной палаты РФ, подталкивает к тому, чтобы в поговорку «первый блин комом», которую как раз там вспоминали, и которая вообще частенько подходит к российскому законотворчеству, а в эти масленичные дни в особенности, тоже внести «азиатский орнамент». И заменить блин бараном.

А дело было так. На слушаниях в Общественной палате обсуждался законопроект, имеющий изначально благую цель – упорядочить массовые и публичные религиозные обряды. А если конкретнее – не допустить публичного забоя баранов в мусульманские праздники. Поскольку именно этот обряд в наши дни особенно беспокоит российское общество.

Законопроект внесли в Государственную думу депутаты от партии ЛДПР Игорь Лебедев и Сергей Иванов. Причем, впервые - еще пять лет назад, но в силу неспешной работы нашего парламента, до рассмотрения дело дошло только сейчас. Об этих и некоторых других деталях и поведал депутат Сергей Владимирович Иванов членам Общественной палаты – экспертам в религиозной сфере, и другим приглашенным экспертам в той же сфере.

С одной стороны, политическая и религиозная корректность была вполне соблюдена. Тот деликатный факт, что общество скандализовано именно забоем баранов, занимающим столь важное место в практике одной конкретной религии, благополучно остался за страницами документа. Приглашены же на встречу были именно исламские духовные лидеры – московский муфтий Альбир Крганов, заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев, исполнительный директор Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев. От Московской Патриархии присутствовал юрисконсульт Олег Трайнин.

Увы, та формулировка, которую изобрели депутаты от ЛДПР, с ходу перечеркнула всякую «корректность» и вообще перевела дискуссию в разряд «скверных анекдотов» по Достоевскому. Высокое собрание экономило время: депутат Сергей Иванов заранее знал, из-за какого параграфа его пригласили. И недрогнувшим голосом это место зачитал.

Итак, депутаты предлагают внести изменения в статью 16 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Пункт 2.1 вышеуказанной статьи они хотели бы изложить так: «Молитвенный обряд, а также религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении человека и животного, беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, местах и объектах, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, а также в жилых помещениях».

Как говорится, наступила неловкая тишина. Причем тут «насильственные действия в отношении человека», и с какой радости их надо разрешить, да еще беспрепятственно, в культовых зданиях? Вопрос, что называется, висел в воздухе. Вообще-то, на него есть ответ, и не один. В религиозных практиках даже и в наши дни, к сожалению, можно найти массу примеров насильственных действий в отношении человека. Взять хотя бы женское обрезание, которое является бытовой практикой во многих (хотя далеко не всех) мусульманских странах. Правда, исламские богословы относят это варварство к языческим пережиткам. Но как бы там ни было – может быть, уважаемые депутаты решили женское обрезание «надлежащим образом регламентировать» в России?

Сами участники беседы, правда, об этом не вспомнили (хотя надо бы!) Но все равно, напомнив Сергею Владимировичу о том, что насильственные действия в отношении человека в нашей стране категорически запрещены и подпадают под статьи Уголовного кодекса, они затем поупражнялись в красноречии, всяк на свой лад.

Особенно возмущен был советник администрации президента РФ по религиозным вопросам Алексей Гришин. Взывая к совести депутата Иванова, он иронически предположил, что эдак, любая группа экстремистов может набрать 30 человек сторонников (а именно таков, по современному законодательству, минимум, с которым можно регистрировать религиозное объединение), провозгласить новую религию, построить храм и начать в его стенах практиковать религиозный обряд жертвенного заклания депутатов Государственной думы!

Сергей Владимирович Иванов разъяснил-таки, что имелось ввиду при написании этого загадочного пункта. Оказывается, таким образом депутаты хотели регламентировать шиитский обряд шахсей-вахсей, когда фанатичные мусульмане-шииты бичуют себя до крови. Вот это зрелище и требовалось изолировать от уличной публики.

Как и следовало ожидать, объяснение помогло мало. Алексей Гришин принялся втолковывать депутату, что ритуал самобичевания, уж там хорош он или нет, по крайней мере, совершается человеком в отношении самого себя и потому к насильственным действиям не относится. Ведущая Фатима Албакова попыталась разрядить напряженность и отнести шахсей-вахсей к разряду «аскезы» - что-нибудь вроде строгого поста.

Напомнил Гришин и о том, что и насильственные действия с животными разрешены тоже далеко не все. И что истязание животных по закону наказывается. Здесь Алексей Гришин дал волю воображению и заметил, что возможен и такой поворот событий, когда некая якобы религиозная группа станет на алтаре отрывать лапы кошкам.

Бедный депутат Иванов, разведя руками, сказал, что сатанистов (то есть, тех, чье поведение ближе всего к вышеописанному) он в списки религиозных объединений не включает. На что ему заметили, что зря! Законодатель должен и такие вещи предвидеть.

В общем, били по депутату со всех сторон, и всяк бьющий был по-своему прав. От имени московских властей выступил заместитель руководителя департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Константин Блаженов. Он напомнил, что попытка загнать жертвенные ритуалы в храмовые стены, на самом деле отнюдь не решает проблемы. Потому что такая гипотетическая ситуация, когда, к примеру, в Московскую соборную мечеть у метро «Проспект мира» станут на праздник завозить тысячи баранов и там резать, совершенно недопустима.

К счастью, этого никто и не делает. Как подчеркнул Блаженов, при всех имеющихся проблемах в Москве, столичное законодательство достаточно четко регламентирует религиозные обряды, а исполнительная власть с годами все больше находит общий язык с мусульманской уммой. И баранов приносят в жертву на загородных бойнях (где, как было отмечено, в том числе и лидер ЛДПР Владимир Жириновский с удовольствием отоваривается свежей бараниной), и сами праздничные богослужения, даже при нехватке мечетей, начинают все-таки проводить под крышей, находя для этого помещения. В дополнительных услугах со стороны депутатов Госдумы столица, по мнению ее представителя, в данном вопросе вовсе не нуждается.

Представители ислама тоже вежливо отказались от такой правовой помощи. Как заметил Шафиг Пшихачев, не только в Москве – например, в Нальчике соборная мечеть в центре города тоже вовсе не приспособлена для того, чтобы в ней баранов тысячами резать. Жестче всех высказался Ильдар Сафаргалеев: «В такой формулировке - это провокация».

О том же, своим словами, говорила и президент фонда «Холокост» Алла Гербер. Напомнив не без иронии, что сама она к мусульманской умме не принадлежит и выступает как беспристрастный наблюдатель, Алла Ефремовна оценила законопроект как «антиисламский». Поскольку здесь законодатель обнаружил популистское потакание обывательским стереотипам. За сроками документа встает несимпатичный образ мусульманства, которое авторы высокомерно обучают правилам общежития.

При этом, в общем-то, все участники беседы признавали изначально благие намерения авторов, не совладавших, как следует, с законотворческим пером. Кроме Аллы Гербер, которая законодателям от ЛДПР в благих намерениях отказала, зато особо подчеркнула, что ныне действующий закон о свободе совести «действительно нуждается в новом осмыслении, спокойном и достойном». «Подразумевалось одно, а заявлено совсем другое», - отметил Олег Трайнин. «Не надо политизировать, - подчеркнул муфтий Альбир Крганов. – Было советское время, теперь идет подъем религиозных чувств, и у людей возникают понятные «тёрки».

Ведущий советник комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Степан Медведко, мягко признавая ошибки авторов законопроекта, все же призвал «отдать им должное». Ибо они первыми попытались разрешить «подспудный культурный конфликт» в российском обществе – конфликт между христианскими или неверующими горожанами и мусульманами с их жертвоприношениями. В данном случае, «первый блин оказался комом», но посыл был правильный.

Депутат Сергей Иванов поблагодарил собравшихся за проявленный интерес и содержательную дискуссию. Однако же ошибочным законопроект свой не признал и исправить его не обещал. Так что продолжение, видимо, следует, уже в парламентских стенах.

Леонид Смирнов