Posted 14 марта 2013,, 17:34

Published 14 марта 2013,, 17:34

Modified 30 января, 14:24

Updated 30 января, 14:24

Путь из "эсеров" в социал-демократы

14 марта 2013, 17:34
Исключенные из «Справедливой России» Геннадий и Дмитрий Гудковы не оставляют надежды вернуться в ее ряды. В случае неудачи они вместе с депутатом Госдумы Ильей Пономаревым готовы, объединив левые и социал-демократические силы, создать новую партию.

Изгнание из «Справедливая Россия» отца и сына Гудковых – вполне естественное звено в цепи партийно-парламентских событий последних месяцев. Неудивительно, что пресс-коференция Гудковых и их верного товарища по социал-демократии депутата Государственной думы Илья Пономарева, состоявшаяся в московском представительстве «Росбалта», недостатка в прессе не испытывала.

У трех участников мероприятия статусы сегодня разные. Илья Пономарев – депутат Государственной Думы от партии «СР». Дмитрий Геннадьевич Гудков – депутат Госдумы, из этой партии уже исключенный. Наконец, Геннадий Владимирович Гудков ныне исключен и из парламента, и из партии. Но все трое были очень подтянуты, настроены по-боевому и объединены социал-демократической идеей, в искренности которой сомневаться не приходится.

Накануне бюро высшего совета «Справедливая Россия» исключило обоих Гудковых из партии. По простой причине: они вступили в ряды уличной внесистемной оппозиции и были прошлой осенью избраны в ее Координационный совет (КСО). Что касается Пономарева, то он в КСО баллотироваться отказался, заявив, что не считает данный форум дееспособной структурой. Однако по всем остальным параметрам он «из этой же тройки», просто пока не нашлось такого четкого формального повода его исключить.

Ну, а дальше – все как положено. Три политика прогрессивного левого направления жирными штрихами набросали журналистам картину, которая, в общем-то, уже сама собой вырисовывалась в воздухе. Выглядела она следующим образом.

Партийное руководство «Справедливой России» в лице, прежде всего, председателя партии Николая Левичева и ее многолетнего лидера и кандидата в президенты Сергея Миронова, красноречиво расписалось в своей, мягко говоря, лояльности, а точнее – сервильности по отношению к авторитарной исполнительной власти президента Путина. Попросту в том, что это никакая не оппозиционная партия, а деталь «полуторапартийной системы», что не является редкостью в современном мире, где принято иметь многопартийность, но далеко не все лидеры государств готовы ее терпеть.

Как подчеркнули участники пресс-конференции, никаких пристойных формальных оснований для исключения Гудковых у руководства «СР» не было. «Невозможно найти ни одного письменного решения "Справедливой России", где осуждалось бы протестное движение», - заявил Геннадий Гудков. КСО не есть другая партия – это общественная организация, и для человека вполне возможно совмещение членства в нем с членством в партии. Что же касается идей и взглядов, то, как было отмечено, программа КСО чуть ли буквально совпадает с программой Сергея Миронова как кандидата в президенты России. Это – социал-демократический курс цивилизованных левых, в нем все основные черты прекрасно узнаваемы.

Но это – если следовать тому, что записано в программах и уставах. А с неформальной точки зрения – «ну, все же понимают». Есть журналисты, которые очень хорошо помнят, как Сергей Миронов громогласно объявил «путинский призыв в «Справедливую Россию», и как все присутствующие обомлели, учитывая, что Владимир Путин-то совсем другую партию возглавил.

По мнению Гудковых и Пономарева, руководители «СР» не только подчинились воле Кремля. Они еще и с удовольствием избавились от ярких и деятельных фигур, могущих им составить конкуренцию на партийном олимпе. Ну, здесь понятно, что личные оценки политиков могут очень сильно разниться. Но основания для такого позиционирования у трех героев дня, безусловно, есть. Уж если кто в наши дни действительно «эсер» - в старом царском значении этого слова – так это они. Левичеву и Миронову не так просто будет привлекательно обосновать свое наказующее решение.

Партия «СР» считает себя сугубо парламентской и поэтому не приемлет уличной оппозиции? «Если бы у нас был настоящий парламент!» - воскликнул Геннадий Гудков. И напомнил про последние поправки в регламент Госдумы: три минуты на внесение поправок, пять-семь минут на заявление фракции. «И после этого «Справедливая Россия» говорит, что «парламентская демократия наш конек?» - риторически спрашивал Гудков.

Три политика от души высказали родной партии все, что они о ней думают. Упущен, по сути дела, великий исторический шанс на создание полномасштабной массовой социал-демократической партии, которой по сию пору нет в России. Партия «СР» своей политикой оттолкнула от себя главный свой электорат – образованный средний класс.

Более молодой и острый на язык Дмитрий Гудков заявил, что солидаризируется со словами галериста Марата Гельмана насчет того, что «партия «СР» учинила над собой публичную кастрацию на глазах изумленной публики». В дополнение ко всему, как не преминул напомнить Гудков, резкое повышение государственного бюджетного финансирования «Справедливой России»» замечательным образом совпало с ее отказом от уличной оппозиции. В два с половиной раза возрос бюджетный поток и достигает ныне 400 млн рублей в год. Как не понять взаимной благодарности!

Что теперь? Все трое высказали вполне логичную программу действий на ближайшее время. Она состоит в том, чтобы сначала попытаться сделать все возможное, дабы все-таки не потерять партию, с которой у них было связано столько надежд и совместных шагов. И здесь естественное желание – обратиться к партийному съезду, который намечен на октябрь (это не близко, но ради старых ценностей и старых друзей можно и подождать).

Гудковы решили не подавать апелляцию, которая по уставу должна быть рассмотрена в два месяца. Илья Пономарев объявил, что приостанавливает до съезда свою партийную деятельность. На что Николай Левичев тем временем уже заметил в другом месте журналистам, что фактически это означает тоже выход из партии. Что и требовалось доказать.

Итак, осенью «опальная тройка» обратится к съезду с призывом к рядовым, но активным «эсерам» отвергнуть курс своих партбоссов и выйти на свежую дорогу. А желательно и самих партбоссов сместить, на что Геннадий Гудков изящно намекнул – дескать, засиделся Левичев в председательском кресле.

Если ничего из этого не выйдет, тогда естественное продолжение: создавать новую социал-демократическую партию. А депутат Илья Пономарев тем временем начинает формировать межфракционную группу – благо это предусмотрено регламентом Госдумы и не требует выхода из существующих фракций. «Выдергивать членов фракций по одному» Пономареву не по душе. Он хочет заняться созидательной деятельностью: объединить всех прогрессивно мыслящих депутатов, сколько бы их ни оставалось, в том числе и из «Единой России».

Представил Пономарев и нехитрую «процентовку»: по его оценке, парламент склоняется к тому, чтобы окончательно сделаться консервативно-авторитарным. Что не соответствует балансу сил и идей в обществе (хотя Пономарев признает, что российское общество сегодня тоже очень консервативно). «Однако все же не на 100%, а что-нибудь 60 на 40». Вот, хотя бы нескольких депутатов, готовых взять на себя выражение интересов прогрессивных 40% и ради этого пойти на разные возможные риски, и предстоит найти. А Геннадий Гудков изъявил готовность возглавить рабочий аппарат группы – совершенно бесплатно.

Что до Государственной думы как таковой, Дмитрий Гудков считает вероятным новый парламентский кризис и роспуск думы после Олимпийских игр 2014 года в Сочи. «Дума до конца срока не досидит, - предположил ее депутат. – Следующий кризис – после Олимпиады 2014 года». Тогда, по его прогнозу, вероятен роспуск этой палаты парламента и новые выборы.

Такую перспективу Гудковы оценивают положительно. Геннадий Гудков высказал мнение, что «Думу надо разгонять, но по-хорошему – без революционного матроса Железняка». В то же время, среди тех, кого следует отправить в отставку, по его мнению, должен быть нынешний вице-спикер Сергей Железняк. Гудков, однако, высказал пожелание, чтобы Госдума приняла новое законодательство о выборах, согласованное с оппозицией, «и тем удержала общество от потрясений».

Гости дали волю красноречию и при ответах на вопросы. Геннадий Гудков высказал мнение, что, изгнав его из своих рядов, партия фактически лишила себя шансов выиграть выборы губернатора Московской области. Ранее он выражал намерение баллотироваться на этот пост, и заметил, что со стороны руководства партии было бы весьма разумным его кандидатуру поддержать. Теперь же, по прогнозу Гудкова, «Справедливая Россия» участие в этих выборах примет, но не имея подходящих кандидатов. Наиболее вероятным Гудков считает выдвижение в губернаторы от партии «СР» лидера ее подмосковного отделения Александра Романовича, который, по его словам, «уже пробовал баллотироваться в мэры Химок и был вынужден сняться за 10 дней до выборов, чтобы не позориться».

Дмитрий Гудков выразил ироническое отношение к поведению своих, теперь уже бывших коллег по партии, так рьяно осудивших его недавнюю поездку в США и выступление в Сенате. «Вместо того, чтобы заниматься подготовкой к выборам в городе Жуковский и к выборам губернатора Московской области, наш председатель Николай Левичев проводил лингвистическую экспертизу моей речи в Сенате США и изучал мои авиабилеты, которые я купил за свой счет», - рассказал Гудков.

По словам Дмитрия Гудкова, он ездил в США по следам принятия Госдумой крайне спорного «закона Димы Яковлева», запрещающего усыновление гражданами США российских детей. «Я хотел выяснить, едят ли американцы наших детей», - пошутил Гудков. В Америке депутат выбрал несколько семей, где живут усыновленные российские дети. По словам Гудкова, ему была дана совершенно беспрепятственная возможность познакомиться с жизнью этих семей, которой он остался вполне доволен.

В целом, Дмитрий Гудков высказал убеждение, что в Америке он всячески защищал интересы России и способствовал поддержанию ее международного авторитета. Он предложил американским сенаторам не критиковать впустую президента России Владимира Путина, а создать группу по борьбе с отмыванием вывезенных из России капиталов. «За неделю до меня там депутат Плигин был, - отметил также Гудков. – Молодец. Они должны видеть наших нормальных людей».

Еще один вопрос касался личности Михаил Горбачева, который тоже в наши дни позиционируется как социал-демократ. Один из журналистов поинтересовался, не пригласят ли его Гудковы и Пономарев в новую партию. Геннадий Гудков от Михаила Сергеевича открещиваться не стал. Напротив, отдал ему дань уважения как единомышленнику – социал-демократу и человеку, проделавшему гигантский путь политических и духовных исканий. Но все же заметил, что в силу возраста и состояния здоровья вовлекать Горбачева в настоящую тяжелую партработу и борьбу было бы неразумно.

Леонид Смирнов