Москву охватят железные кольца

У столицы появится три крупных кольцевых линии рельсового транспорта. Они должны помочь в решении одной из важнейших транспортных задач города – переключении пассажирских потоков, по возможности, минуя многострадальный центр.


© Фото Алексея Краснова

У Москвы появится три крупных кольцевых линии рельсового транспорта. Такой курс, взятый городским руководством, озвучен мэром столицы Сергеем Собяниным. Начинание, по крайней мере, обнадеживает. К слову, марку «Три кольца» имеют одни из лучших в мире охотничьих ружей. Хочется надеяться, что мэрия тоже «попадет в цель», и ей будет сопутствовать успех в решении одной из важнейших транспортных задач – переключении пассажирских потоков, по возможности, минуя многострадальный центр.

Правда, если на ружейном стволе красовались три равномерно переплетенных кольца одинакового диаметра, то на городской карте, естественно, все куда «шероховатее», сообразно с реальностью.

Одно кольцо уже давно существует – это Кольцевая линия метро, которая – и тоже уже давно – не может обеспечить потребностей пассажиров в перемещении из одних окраинных районов в другие. По нынешним временам, Кольцевая – это самый что ни на есть центр. Чтобы попасть из Беляева куда-нибудь в Измайлово, надо совершать центростремительный рейс на «Октябрьскую», ехать по кольцу до «Курской» и оттуда делать уже центробежный бросок. Многие из нас вынуждено нарезают такие «скобы» достаточно часто.

Так вот, кроме существующего кольца метро – по современным меркам, явно малого, на пассажиров заработают еще два кольца большого диаметра. Одно из них тоже существует, и по возрасту гораздо старше и Кольцевой линии, и Московского метрополитена как такового, но пока еще к метро не принадлежит и возит только грузы. Это Малое кольцо Московской железной дороги.

Что любопытно – опять «малое»! Потому что Большое кольцо МЖД проходит по среднему и дальнему Подмосковью и живет по своим законам.

Простая и естественная идея задействовать Малое кольцо МЖД для пассажирских нужд пробивала себе дорогу много лет. К тому были и технические причины – это действительно хорошо организованная грузовая, можно сказать, сортировочная линия, и вся ее инфраструктура «заточена» под неторопливую перевалку грузов. Этим объясняется множество ее особенностей, включая весьма странное для Москвы господство тепловозной тяги. Предстоящая же электрификация кольца потребует решения сложных технических задач, поскольку мосты через Малое кольцо имеют недостаточную высоту, чтобы под ними просто и удобно пропустить контактную сеть.

Были и причины «политико-экономического» характера: во время поздней «перестройки» и раннего капитализма было не до таких масштабных и дорогих проектов. А потом наибольшую роль сыграли препоны бюрократические: «лужковская» мэрия очень плохо договаривалась с такими партнерами, как Московская область или МПС – РЖД, считая себя первой среди всех равных.

Но как бы там ни было, теперь вопрос можно считать решенным, хотя бы в принципиальном плане. Вот что пояснил Сергей Собянин в Каннах:

 «Следующий проект, который я считаю для Москвы одним из самых приоритетных, - это развитие железнодорожных перевозок. Мы его рассматриваем, по сути, как строительство наземного метро. Сохранились коридоры железнодорожных линий, но они требуют серьезной реконструкции, строительства параллельных путей, организации частого сообщения, чтобы поезда ходили с той же периодичностью, что и составы метрополитена. Если у нас сегодня один пересадочный контур, Кольцевая линия метро, строится второй пересадочный контур - «наземное метро» Московской кольцевой железной дороги и третий - это Третий пересадочный контур самого метро. Таким образом, в Москве будет три железнодорожных кольца: первый контур - метро, второй - наземный и третий - подземный».

В пресс-службе столичного департамента транспорта «Росбалту» сообщили: «Для обеспечения перевозки перспективного пассажиропотока на МКЖД предусматривается строительство 31 остановочного пункта, из которых 10 - с пересадкой на метрополитен, плюс еще 5 - в шаговой доступности, 9 - на радиальные ж/д направления, и три транспортно-пересадочных узла будут связаны одновременно с метрополитеном и линиями железной дороги.

Три станции будут построены с пересадкой и на метро, и на пригородные поезда одновременно - Сити (станция метро "Международная"), Окружная (планируется строительство станции метро "Окружная"), Рязанская (планируется строительство станции метро "Нижегородская улица"). Первоначальный объем перевозок составит 70-80 млн, через три года планируется выйти на расчетные 250 млн пассажиров в год».

«Предполагается, что МКЖД и в плане оплаты проезда также будет интегрирована в систему метрополитена», - подчеркнули в пресс-службе. Последнее особенно важно: есть надежда, что за проезд по МКЖД – так теперь сокращается его название – не надо будет платить отдельно.

Ну, а уж как город и железнодорожники «поделят» между собой административные полномочия, для простого обывателя не так критично. Первых пассажиров планируется повезти в 2015 году.

Однако МКЖД – кольцо скорее «овальное», чем «круглое», и оно не «привязано» к центру Москвы. Оно «вытянуто на север»: в самом деле, в южной своей части МКЖД проходит мимо метро «Ленинский проспект» и через Лужники – это две остановки от «Октябрьской»-кольцевой и «Парка культуры».

В районе Ленинского проспекта (площади Гагарина) железную дорогу даже убрали под искусственную крышу, настолько там все «урбанизировано». Северная же часть МКЖД проходит через Владыкино – Лихоборы: это и сейчас окраины, куда метро пришло не так давно, а то и по сию пору подтягивается.

Поэтому для МКЖД будет постепенно строиться своего рода «южный противовес» - Третий пересадочный контур Московского метрополитена («вторым контуром» считается Кольцевая линия, а «первым» - пересадочные станции исторического центра, истоптанные миллиардами ног).

«Линия ТПК проектируется с учетом МК МЖД, - сообщили «Росбалту» в пресс-службе Москомархитектуры, употребляя пока боле «старое» сокращение для Малого кольца МЖД. - Трасса линии ТПК в северной части города пролегает на расстоянии одной-двух станций метро от существующего кольца метрополитена, то есть по границе ЦАО, а в южной – в срединной зоне города, с использованием построенной ранее Каховской линии метрополитена».

«Таким образом, формируются две новые линии скоростного внеуличного транспорта, позволяющие обеспечить удобные пересадки на действующие и проектируемые линии метрополитена, радиальные направления железных дорог и линии городского наземного пассажирского транспорта минуя центральную часть города», - подтвердили в Москомархитектуре.

Исходя из этой логики, северная часть Третьего контура пройдет через Сити – Кунцево - Хорошевку – Ходынку - Динамо – Савеловский вокзал. Именно северная дуга будет строиться в первую очередь. Замкнется же это кольцо ближе к 2020 году и примет, скорее, форму некоей «груши». Вообще, если представить коротенькую Каховскую «перемычку», соединяющую «зеленую» линию с «серой» на уровне Каширки, в качестве полноправного участка нового кольца, получается сильно. Дай бог, чтобы за эти годы все «срослось».

Леонид Смирнов