Posted 26 марта 2013,, 13:22

Published 26 марта 2013,, 13:22

Modified 31 марта, 20:04

Updated 31 марта, 20:04

Усыновителям обеспечат сопровождение

26 марта 2013, 13:22
В Общественной палате обсудили законопроект, призванный «отшлифовать» меры по защите интересов детей-сирот, устранить избыточные требования к усыновителям, а также регламентировать вопросы, связанные с их поддержкой.

В Общественной палате РФ состоялось обсуждение законопроекта, призванного «отшлифовать» действующее законодательство в отношении защиты интересов детей-сирот, устранить избыточные требования к опекунам и усыновителям, а также регламентировать вопросы, связанные с поддержкой семей, взявших детей на воспитание.

Документ, разработанный во исполнение указа президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», был внесен в Госдуму в конце февраля.

Законопроект устраняет избыточные требования к отчетности опекунов и попечителей, которые сегодня вынуждены ежедневно фиксировать все расходы, произведенные на средства подопечного (продукты, лекарства, ремонт обуви), и предоставлять в органы опеки полный отчет по всем тратам. Кроме того, разработчики позаботились о тех гражданах, которые уже имеют успешный опыт воспитания приемных детей.

Теперь, для того, чтобы взять в семью второго или третьего ребенка из приюта, им не нужно будет проходить обязательную подготовку наряду с «новичками». Также разработчики документа решили исключить требование о наличии разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком.

Сейчас разница в возрасте должна быть не менее 16 лет, и она может быть сокращена только по причинам, признанным судом уважительными. Как правило, речь идет об усыновлении детей старшими братьями и сестрами. Документом же предлагается отменить положение о разнице в возрасте и возложить решение этого вопроса в каждом конкретном случае на суд.

Но что особенно важно, по мнению экспертов, собравшихся в палате, документ, по сути, создает правовую основу для социального патроната. По задумке разработчиков, содействие опекунам и попечителям в реализации и защите прав подопечных, получении услуг по социальному, медицинскому, психологическому и педагогическому сопровождению следует закрепить в качестве отдельного полномочия органов опеки.

Еще один важный шаг, предлагаемый документом, - установление нового единовременного пособия, выплачиваемого за усыновление ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и сестрами.

Согласно законопроекту размер такого пособия отныне должен составлять 100 тыс. рублей.

Однако, оценив законопроект в целом положительно, эксперты сразу приступили к обсуждению недочетов. Так, отметив, что в российском законодательстве, наконец, появилась правовая основа для осуществления социального патроната, член ОП РФ Борис Альтшулер заметил, что авторы документа, упомянув психолого-педагогическое сопровождение, совершенно забыли прописать необходимость оказывать сопровождение правовое и организационное.

Между тем, у соответствующем указе президента такой пункт есть. «Нужно подумать, как детализировать это положение законопроекта, не слишком вторгаясь в полномочия регионов, но обозначив для них определенный вектор», - считает Альтшулер.

Также отмечалось, что в документе не раскрывается само понятие «сопровождение», не прописаны объем и характер данных услуг. И многие в этом вопросе с выступающей согласились: если в законопроекте невозможно расписать подробно, какие услуги каким категориям должны оказываться (это дело регионов), то основные принципы и задачи могут и должны быть закреплены на федеральном уровне.

Кроме того, по мнению соцзащиты, услуги по сопровождению не должны осуществляться органами опеки. «В законопроекте следует предусмотреть возможность передачи этих функций уполномоченным организациям, в которых непосредственно работают специалисты по психологическому и педагогическому сопровождению. Органы опеки все-таки выполняют больше контролирующие функции и не обладают достаточным штатом узких специалистов: педагогов, психологов, юристов», - отметила Юлия Зотова из столичного департамента соцзащиты.

Так же считает и вице-президент национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. Он отметил, что не следует возлагать на органы опеки одновременно и сопровождение, и контроль над его исполнением. Органам опеки, по его мнению, следует оставить только контроль, а функции по сопровождению передать уполномоченным организациям.

В свою очередь член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Алексей Головань добавил, что то же самое должно касаться и услуг по правовому сопровождению, которые, согласно указу президента, в этом документе тоже должны быть прописаны.

Органы опеки следует освободить от этой ноши и решать этот вопрос при помощи механизма оказания бесплатной юридической помощи. По его мнению, нужно дополнить закон о бесплатной юридической помощи двумя категориями граждан.

"Это лица, желающие принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей по определенным категориям дел - по вопросам, связанным с передачей ребенка на воспитания в семью, а также усыновителей - по вопросам, связанным с защитой прав и интересов усыновленных детей", - отметил Головань.

Он также считает, что сюда же следует добавить категорию граждан – лица из числа детей-сирот, потому что выпускники детских домов также нуждаются в бесплатной юридической помощи, как и дети-сироты, которые не достигли еще 18 лет. А оказывать бесплатную юридическую помощь этим категориям могли бы НКО и государственные юридические конторы.

Головань пояснил, что на эту тему разработан отдельный законопроект, который внесен в Госдуму минувшей осенью. Однако, по его мнению, целесообразнее было бы внести эти положения в обсуждаемый документ, а не рассматривать отдельно.

Разобравшись с вопросом социального патроната, эксперты приступили к обсуждению не менее горячей темы – единовременным выплатам. Поддержав предложение по увеличению размера пособия усыновителям, взявшим на воспитание детей таких сложных в плане семейного устройства категорий, как инвалиды, подростки, братья и сестры, член ОП Борис Альтшулер предложил продумать и возможные способы страховки.

Эксперт всерьез опасается, что новый размер пособия создает реальную опасность того, что детей будут усыновлять ради денег. Чтобы не допустить подобных злоупотреблений, член ОП предлагает дополнить Семейный кодекс РФ статьей 144-1, согласно которой усыновители, получающие единовременную выплату, обязаны заключить договор о безвозмездном содействии в воспитании (сопровождении) ребенка, переданного в семью, в течение одного года после усыновления с правом продления в случае необходимости продолжения получения помощи.

В свою очередь Елена Лукоянова из Союза социальных педагогов и социальных работников предложила заключать с усыновителями, получающими такие выплаты, социальный контракт, в котором и будут прописаны необходимые гарантии, а представитель Исследовательского центра частного права при президенте Наталья Тригубович отметила, что в этом вопросе стоило бы обратиться к опыту регионов, где уже сегодня суммы, выплачиваемые усыновителям, существенно превышают предлагаемую законопроектом планку.

Так, в Амурской области усыновителям единовременно выплачивается 150 тыс. рублей, в Сахалинской - 530 тыс. рублей, в Хабаровском крае - 250 тыс. рублей, Тамбовской области - 211 тыс. рублей, и в Калининградской области - 615 тыс. рублей.

«Наверняка в действующем региональном законодательстве чиновники предусмотрели способы защиты детей от недобросовестных усыновителей, которые, истратив по своему усмотрению выделенную сумму, спустя год возвращают детей обратно в приюты», - полагает Тригубович.

Среди прочих звучали предложения оказывать семьям натуральную помощь, а не денежную, а также более четко определить требования к гражданам, которые претендуют на усыновление.

Организаторы встречи тщательно фиксировали предложения экспертов, и вместе с ними определенные пометки для себя делал автор законопроекта, замдиректора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Сергей Вителис. Многое из того, что было озвучено собравшимися, нашло у него отклик. В частности, Вителис поддержал предложение члена СПЧ о том, чтобы прописать в законопроекте вопрос юридического сопровождения. Кроме того он согласился, что возможно конкретизировать понятие «сопровождение» и определить общий порядок оказания таких услуг, оставив детали на усмотрение регионов.

При этом он подчеркнул, что никто не собирался возлагать полномочия по оказанию сопровождения на органы опеки.

«Изначально подразумевалось, что услуги по сопровождению будут оказывать уполномоченные организации, а органам опеки предстоит координировать этот процесс в том порядке, в каком субъект это установит», - отметил чиновник.

Кроме того, по словам Вителиса, нужно понимать, что процесс сопровождения будет для усыновителей добровольным. «Когда гражданин, взявший ребенка, захочет получить определенные услуги, он должен иметь возможность это сделать, причем, совершенно бесплатно», - подчеркнул автор законопроекта.

В заключении чиновник заявил о готовности сотрудничать с экспертами. Все предложения, сформулированные в рамках этой встречи, Общественная палата направит разработчикам ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Анна Семенец