Posted 1 апреля 2013,, 10:41

Published 1 апреля 2013,, 10:41

Modified 30 января, 14:40

Updated 30 января, 14:40

В деле об убийстве поэта появились «люди Кадырова»

1 апреля 2013, 10:41
В материалах об убийстве чеченского поэта, общественного деятеля, проректора Современной гуманитарной академии Руслана Ахтаханова фигурируют показания свидетеля об угрозах, поступавших жертве со стороны «людей Кадырова».

Как стало известно «Росбалту», в уголовном деле об убийстве известного чеченского поэта, общественного деятеля, проректора Современной гуманитарной академии (СГА) Руслана Ахтаханова фигурируют показания важного свидетеля об угрозах, поступавших жертве со стороны «людей Кадырова», якобы требовавших закрыть отделения академии на территории Чечни. Однако друзья Ахтаханова на допросах назвали эту версию несостоятельной.

Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, один из проректоров СГА рассказал следователям, что в 2008-2009 годах Ахтаханов жаловался, что ему поступают угрозы из Чечни. Также в Москву приезжали некие «бородатые мужчины», не являвшиеся боевиками. Ахтаханов назвал их «людьми Рамзана Кадырова», с которыми у него состоялся весьма неприятный разговор. При этом Руслан крайне негативно тогда отзывался о главе Чеченской республики. Свидетель предположил, что нелестную оценку Кадырову, Ахтаханов мог давать и в беседах с другими людьми, что якобы и стало причиной его убийства. В чем конкретно заключались негативные высказывания, свидетель пояснить не смог.

Проректор СГА рассказал и о причинах конфликта. По его словам, в начале 2000-х годов Ахтаханов, друживший с тогдашним главой республики Ахмат-Хаджи Кадыровым, открыл в Чечне около 20 филиалов СГА, которые фактически монополизировали в регионе сферу высшего образования. Рамзан Кадыров активно продвигал в республике развитие местных государственных вузов, однако они сталкивались с серьезной конкуренцией со стороны филиалов СГА. В результате от Ахтаханова потребовали закрыть отделения академии, а когда он отказался, начались угрозы.

Но многочисленные друзья поэта, в том числе из ассоциации чеченских общественных и культурных деятелей, назвали такую версию несостоятельной. По их словам, конфликт был не между Кадыровым и Ахтахановым, а между последними и ректорами чеченских государственных вузов. Более того, разрешить ситуацию удалось как раз после вмешательства Кадырова, являвшегося почетным профессором СГА. Согласно показаниям свидетелей, Ахтаханов через близких родственников главы республики смог лично встретиться с ним. После этой беседы было решено, что в Чечне останутся действовать основной филиал СГА и несколько филиалов в районах. Якобы Ахтаханов остался доволен таким решением и вплоть до смерти был в «теплых отношениях» с Кадыровым. Поэт посвящал стихи главе республике, а последний раз виделся с ним незадолго до убийства. По словам свидетелей, Ахтаханов рассказал Кадырову, что хочет начать в республике проект по выращивания редкого сорта груш, а глава Чечни обещал поддержку этому начинанию, в том числе финансовую.

Источник в правоохранительных органах рассказал, что мотивы убийства сейчас изучаются в рамках выделенных в отдельное производство материалов – в отношении исполнителя убийства Руслана Хайдарханова и неустановленных заказчиков.

В ближайшее время на утверждение в прокуратуру будут передано дело предполагаемых сообщников киллера - Майербека Умаева и Зелимхана Каримова. Они уже заканчивают знакомиться с материалами расследования. В томах дела говорится, что на преступление Умаев и Каримов решились, желая отомстить Ахтаханову за критику чеченских властей, а также из чувства "ложного патриотизма".

По версии следствия, осенью 2011 года Каримов отдыхал вместе с Умаевым в одном из кафе Грозного. За столик подсел Хайдарханов, с которым они раньше не были знакомы. Во время завязавшейся беседы Хайдарханов заявил, что в Москве живет Руслан Ахтаханов, который зарабатывает за счет филиалов Современной гуманитарной академии, расположенных в Чечне. Несмотря на это, он позволяет себе оскорбительные высказывания в отношении "демократически избранного руководства республики". "Мы, как патриоты своей родины, были возмущены этим фактом и решили, что должны убить Ахтаханова", — указал в явке с повинной Зелимхан Каримов.

Согласно показаниям Умаева, вскоре после разговора в Грозном мужчины через Минеральные воды вылетели в Москву, где начали подготовку к задуманному. В частности, следствие полагает, что Умаев на своем Lexus вывозил Хайдарханова на будущее место преступления, чтобы выбрать позицию для стрельбы.

По версии СУ по САО ГСУ СК РФ по Москве, 15 ноября 2011 года Умаев привез Хайдарханова на Ford Focus к подъезду дома на Беговой улице. Как только там появился Ахтаханов - его застрелили. Следствие считает, что исполнителем преступления был Хайдарханов. После этого, Умаев отвез киллера в район Третьего транспортного кольца, где Хайдарханов пересел в Ford Mondeo Каримова. Ford Focus Майербаек отогнал во дворы, где поджег.

Через эту машину оперативникам и удалось выйти на след предполагаемых преступников. Выяснилось, что иномарка была угнана наркоманами, которые на допросах и рассказали, кому ее продали. После вызова к следователям, Умаев неожиданно написал явку с повинной. 8 сентября 2012 года Зелимхан Каримов был задержан в поселке Лазаревское Краснодарского края и тоже написал явку с повинной.

Однако позже оба мужчины отказались от своих признаний. Знакомые обвиняемых говорят об их непричастности к преступлению. «Явки с повинной писались под давлением и под диктовку, — рассказали они "Росбалту". — Нынешняя версия следствия не выдерживает никакой критики. Получается, что Ахтаханова убили фактически просто так: после негативного отзыва незнакомого им человека. Сам Ахтаханов писал стихи о Кадырове, встречался с ним, сделал почетным профессором СГА. Какой тут может быть конфликт? В деле масса нестыковок. Сказано, что Умаев возил киллера на своем Lexus. Но в указанные даты эта машина находилась под залогом в ломбарде. Присяжные, несомненно, оправдали бы Умаева и Каримова. Но следствие умышленно предъявило им такие обвинения, которые не позволяют рассматривать дело с участием присяжных».

Юрий Вершов