Posted 12 апреля 2013,, 20:21

Published 12 апреля 2013,, 20:21

Modified 31 марта, 19:43

Updated 31 марта, 19:43

Актеров озадачили переаттестацией

12 апреля 2013, 20:21
В Общественной палате обсудили грядущую «трудовую реформу театра». Согласно законопроекту, контракты с артистами предлагается заключать на пять лет. К единому мнению чиновники и "театралы", впрочем, так и не пришли.

В Общественной палате состоялись слушания, на которых обсуждалась грядущая «трудовая реформа театра». Согласно законопроекту, контракты с артистами предлагается заключать на пять лет. К единому мнению по проблеме чиновники и "театралы", впрочем, так и не пришли.

В настоящий момент в Министерстве культуры разрабатывается законопроект «о творческих работниках», который может радикально изменить жизнь сотрудников театральной отрасли. Как отметил во вступительном слове заместитель председателя комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты России Сергей Абрамов, в свое время в большинстве театров со многими артистами были заключены бессрочные договоры. В трудовом кодексе нет вариантов перевода бессрочного в срочный. Вопрос вечный: как жить дальше. Первым ответить на это вопрос попыталась представитель министерства культуры.

Директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России Софья Апфельбаум проинформировала собравшихся, что законопроект внесен в правительство РФ и в настоящее время проходит доработку в главном правовом управлении на предмет включения в категорию «творческих работников» представителей СМИ. По мнению Министерства культуры, готовящийся законопроект необходим. Ровно как необходим и конкурсный отбор творческих работников, которые трудятся по бессрочному договору. При этом Софья Апфельбаум ничего не сказала о социальных гарантиях для тех сотрудников театральной сферы, которые по той или иной причине пройти отбор не смогут, на что сейчас же обратил внимание директор московского театра Сатиры Марк Гурвич. «Что же будет с артистами, лишенными место работы? – вопрошал он. - Мы уже про социальные гарантии слышим не один десяток лет. Однако их нет пока. При этом я полагаю, что закон ко времени, иначе скоро мы попадем книгу рекордов Гиннеса с фактом, что средний возраст актера в Российской Федерации — 115 лет. Мы ничего не можем сделать с актером. При том, что художественный руководитель находится на бессрочном контракте с государством. Необходимо сегодня вводить эту систему, тем более, что в нашей истории это уже было».

Гурвич вспомнил 1988 год, когда вышел приказ Министерства культуры СССР о введении конкурсной системы. Тогда театры раз в 5 лет должны были проводить конкурс среди творческого состава. Сохранить актера или нет, принимал решение художественный совет театра.

Гурвича поддержала член комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Елена Лукьянова, сославшаяся на авторитетное мнение Виктора Гюго: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло». Но когда по ее просьбе замдиректора театра Сатиры попытался охарактеризовать законопроект с практической точки зрения, вывод эксперта оказался не совсем утешителен. «У меня сложилось ощущение, что здесь ничего практического нет, есть просто тезис закона: раз в пять лет — переаттестация», - ответил Гурвич.

Тему отсутствия в документе социальных гарантий для художественных руководителей продолжила Тереза Дурова. Однако подчеркнула, что необходимо искать корень данной проблемы еще в театральных вузах, которые «принимают тех, кого не должны принимать». Именно поэтому, на ее взгляд, многие молодые специалисты не могут трудоустроиться.

Представительница знаменитой династии добавила, что принимать законопроект — преждевременно, и необходимо его основательно доработать. Она, например, выразила удивление тем, что в ходе дискуссии ни слова не было произнесено о техническом персонале театра, обеспечивающем свет, звук, декорации. «Мы огромный и сложный организм. Если этот закон призван нам помочь, то пока в нем не будут прописаны четкие социальные гарантии, принимать его не правильно».

Председатель независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис приветствовал саму идею задуматься о регулировании трудовых отношений творческих работников. Однако, по его мнению, текст законопроекта пока «сырой», поэтому необходимо создать рабочую группу по его корректировке при общественном совете Минкульта. «Нужна тщательная проработка всех положений. Она может быть на 300 страницах, но мы пропишем там все, включая регулировку работы уборщицы театра», - заявил Кирис, чем вызвал недоумение Елена Лукьяновой: «Государство может озаботиться лишь какой-то частью социальных гарантий. Всю жизнь в правовую систему включить нельзя. Это нонсенс!».

В свою очередь директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин обратил внимание на то, что обсуждаемый законопроект не предназначен для небольших региональных театров и сказал, что он должен быть временным. «Этот закон написан для больших театральных организаций. Он совершенно не написан для Мичуринского, Курганского и даже Кемеровского театра, потому что они, как и многие другие театры, испытывают голод в актерских кадрах».

Кроме того, Полянкин был единственным, кто высказался еще об возможном последствии принятия закона: «Сегодня выбросят на улицу огромное количество деятелей культуры. Это непростая масса людей. Это люди интеллигентные, «политически оснащенные». Мы должны понимать, что социальный взрыв возможен».

В связи этим Елена Лукьянова спросила у представителей Министерства культуры, не стоит ли делегировать особые полномочия в трудовом законодательстве разным субъектам Федерации. Ответ последовал отрицательный.

В конце слушаний члены Общественной палаты упрекнули деятелей театрального сообщества в неподготовленности к обсуждению законопроекта и призвали, согласно инициативе Дениса Кириса, создать рабочую группу по разработке корректировок.

Представители театрального сообщества, впрочем, критику принять не спешили. «Я внимательным образом прочитал текст законопроекта, - говорит Хвостов, - там слово театр отсутствует вообще! Такого социального института, который насчитывает несколько тысячелетий, нет! Там защищены музеи, библиотеки и так далее, а театры — нет! Если в той форме, в которой сейчас закон существует, он будет принят, то на месте любого театра можно будет открыть так называемые «центры культурного досуга», где можно заниматься чем угодно, но не театром!», - негодовал директор театра имени Станиславского Борис Хвостов.

«То, что там не упомянуто слово «театр» - это вина ваша, а не наша! Вот, музыканты все свои поправки внесли, а деятели театра, судя по всему, не хотят этого делать! Сейчас я не увидела единства в подходе!», - отреагировала Елена Лукьянова. На том пока и разошлись.

Денис Гольдман