Posted 17 апреля 2013,, 14:03

Published 17 апреля 2013,, 14:03

Modified 31 марта, 19:38

Updated 31 марта, 19:38

Загранпаспортом по нелегалам

17 апреля 2013, 14:03
Намерение российского руководства ввести с 2015 года въезд из стран СНГ по заграничным паспортам, без сомнения, встречает одобрение большинства граждан самой России. Однако решит ли это проблему?

Абсолютное большинство населения РФ, безусловно, за ужесточение контроля над миграцией и за ее сокращение, особенно из стран другой культуры и религии. Так что в данном вопросе поддержку россиян получит и президент Владимир Путин, который еще в декабре поставил перед парламентом задачу насчет введения загранпаспортов, и вице-премьер Дмитрий Рогозин, который высказался по данным вопросам на днях, в ходе заседания Государственной пограничной комиссии и проверки поезда Душанбе-Москва.

Но многое ли на самом деле изменят загранпаспорта (а хоть бы даже и визы)? Ведь в реальной жизни со всеми ее хитросплетениями бумажные препоны и барьеры часто преодолеваются теми или иными путями.

Вот первейший вопрос. В нашей стране – и особенно в Москве – обретается множество нелегальных и полулегальных мигрантов, у которых никаких загранпаспортов нет. Что нашим властям делать с теми из них, кто будет продолжать находиться здесь на момент 2015 года? По закону, иностранец, который не сможет предъявить загранпаспорт по требованию полиции, должен быть из страны выдворен. А как это будет реально происходить.

Этих людей много (мы не знаем, сколько именно, однако достаточно). Многие из них довольно быстро бегают и вообще могут быть смелы от отчаяния. Облавы и погони со стрельбой боевыми патронами плохо вписываются в повседневную жизнь мегаполиса. А в «ткань» современного населенного Подмосковья вряд ли без проблем впишутся импровизированные «кактусы»-концлагеря, ощетинившиеся колючками и оглашаемые жизнерадостным лаем крупнозубых четвероногих. Возможно, многие из наших ожесточенных нелегкой жизнью сограждан и готовы приветствовать, «как по насыпи летели тени от решеток», но они заблуждаются. То, что с легкостью проделывалось тоталитарными режимами в ходе мировых войн, в мало-мальски цивилизованную эпоху недопустимо.

Как сообщил на днях начальник ГУ МВД по г. Москве Анатолий Якунин, число мигрантов, задержанных в Москве и депортированных из России за грубые нарушения правил пребывания, не достигло в 2012 году и трех тысяч. Всего было привлечено к административной ответственности 33,4 тыс. человек. На таком же уровне – порядка 30 тыс. – держится и численность депортированных в год со всей территории РФ. Это число растет – за год примерно в полтора раза. Однако, если придет время действительно всех нелегалов депортировать, разве с такими массами придется иметь дело?

Разговоры с экспертами сразу выявляют неожиданные для обывателя грани проблемы. Так, ответственный секретарь общественно-консультативного совета при управлении ФМС по г. Москве Юрий Московский и президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин обратили внимание корреспондента «Росбалта» на то, что у очень многих мигрантов загранпаспорта уже давно есть. Примечательно, есть они как раз у посланцев Средней Азии.

В самом деле: Белоруссия и Казахстан входят в Таможенный союз, и на них требование загранпаспортов вообще не распространится. К Украине мы до сих пор благоволим, и ее граждане ездят к нам (как и мы к ним) по внутренним паспортам. А Средняя Азия и так уже ездит по загранпаспортам, по той простой причине, что не во всех из этих стран внутренние паспорта вообще есть – тут они следуют примеру «всего цивилизованного мира».

«Проблема-то немножко другая, - пояснил Юрий Московский. - В большинстве стран мира только один паспорт – заграничный. Но у всех загранпаспорта своего образца. И, скажем, таджикские паспорта нашими машинами не считываются. И патрульно-постовая служба не понимает, что там написано. Ну, будет у него загранпаспорт, написанный арабской вязью – дальше что? В мире уже почти 200 стран, и пограничники должны со всеми ими разбираться. Это общемировая проблема: необходимость приведения всех документов в какую-то единую систему».

И в этой связи, похоже, директор ФСКН Виктор Иванов заявил на Государственной пограничной комиссии, о том, что Россия готова взять на себя изготовление новых заграничных паспортов для Таджикистана.

А вот о чем действительно надо позаботиться, и в первую голову. «По нашему нынешнему закону все отметки о пересечении границы и регистрации приезжего из СНГ ставятся не в паспорте, а в миграционной карте, - рассказал Вячеслав Поставнин. - Вопрос в том, что миграционные карты не исполняют своей функции. Их подделывают, они не работают, справиться с коррупцией в ФМС не могут. Поэтому говорят: давайте сделаем всем загранпаспорта, и все отметки будут в паспорте».

Примечательно, что оценка численности нелегальных мигрантов вообще у всех разная. Как считает Юрий Московский, в Москве постоянно находится от 700 тыс. до 1 млн иностранцев – всех категорий. По мнению эксперта, злостных нелегалов среди них несколько процентов - поскольку современный порядок регистрации делает эту процедуру приемлемой для абсолютного большинства. По мнению Московского, возможности для депортации злостных нелегалов у российского государства есть. Как бы там ни было, «механизм уже отработан».

«Американцы несколько миллионов выслали перед тем, как объявить амнистию, - отметил собеседник агентства. - У нас такого количества нелегалов нет. Нескольким сотням тысяч нарушителей въезд в страну уже закрыт. Создана электронная система для злостных правонарушителей. Они пытаются получить паспорта на другое имя, но все равно, процедура это сложная. В общем, была бы политическая воля».

Вячеслав Поставнин, напротив, убежден, что надежды на депортацию тщетны. «Возможностей нет, - подчеркнул он. - Мы депортируем изо всей страны в год 30 тыс. К нам больше за один день въезжает. Мы должны будем депортировать миллион человек в год. У нас обычных заключенных и то меньше».

Такой вот «разброс». Вячеслав Поставнин прогнозирует, что визовый режим со странами СНГ в ближайшие годы действительно будет введен. Однако надежд с этим отнюдь не связывает.

«СНГ 20 лет – для чего мы его держали-строили? – спросил эксперт. - Надо признать, что не построили. Вместо того, чтобы системно строить и реформировать миграционную политику, давайте визы введем. Такой же будет бардак, будут еще и визы продавать. А если визы будут выдавать плохо – появится трафик нелегалов, что еще страшнее. Трафик рабов».

Известный географ и независимый политолог Дмитрий Орешкин тоже обратил внимание на незавидную участь СНГ. «Вот так под давлением простых материальных интересов рушатся пафосные байки об СНГ как основе воссоздания советской мощи, - заметил эксперт корреспонденту «Росбалта». – Более трезвые с самого начала констатировали, что СНГ – это инструмент цивилизованного развода СССР. Теперь те же самые люди, которые голосили о возрождении СССР (я имею в виду г-на Рогозина), стремясь завоевать поддержку патриотических слоев населения, хотят ввести запрет на въезд в Россию граждан из СНГ. Деньги, вложенные в СНГ – очень немалые, кстати, – обернулись пшиком».

И еще одно обстоятельство, по наблюдению Орешкина. Раз уж, кроме СНГ, существует еще и Таможенный союз в лице Белоруссии и Казахстана, с которыми Россия границ не закрывает, то граждане Средней Азии могут и через Казахстан въезжать. А то, чем черт не шутит, и через Белоруссию.

«Я здесь вижу очередную попытку «заткнуть пальцем воду», - заметил Орешкин. - И просто лицемерие. Проблема не будет решена. Высылать – надо каждому купить билет или оплатить рейс. Во-вторых, далеко не факт, что их всех там будут с восторгом принимать. Эта рабсила там избыточная» И, наконец, политолог напомнил тот очевидный факт, что москвичей часто раздражают не узбеки и таджики, а кавказцы - граждане РФ. Их-то никуда не депортируешь.

И Вячеслав Поставнин, и Дмитрий Орешкин напоминают о главенствующей роли экономики и рынка труда. «Будет экономический рост – будут приезжать, - подчеркнул Орешкин. - Если же экономического роста не будет – вот здесь проблема. Уезжать они не хотят – там свой голодный аул. Очень большой соблазн заняться торговлей наркотиками и грабежом. Это неэффективность наших уполномоченных структур, которые не могут их проконтролировать, обеспечить безопасность, наблюдение, внедрение своих агентов в их среду. Им проще сделать вид, что они их всех выгонят. Но они не выгонят».

Леонид Смирнов