Posted 19 апреля 2013,, 11:38

Published 19 апреля 2013,, 11:38

Modified 30 января, 14:58

Updated 30 января, 14:58

"Авторитетный" хирург из 1990-х ушел от наказания

19 апреля 2013, 11:38
Прекращено дело в отношении хирурга Мурада Кажлаева. По версии СК РФ, он являлся членом «щелковской» преступной группировки и хранителем бандитского «общака», а также помогал устранять неугодных прямо в больнице.

Московский областной суд прекратил уголовное дело в отношении хирурга Мурада Кажлаева. По версии Следственного комитета РФ, он на протяжении 15 лет являлся одним из членов «щелковской» преступной группировки и хранителем бандитского «общака». Также врач помогал гангстерам в устранении неугодных прямо в помещении больницы. В прошлом году присяжные признали его виновным в убийстве, но данный вердикт был отменен. А на днях дело в отношении Кажлаева закрыли за истечением срока давности.

Выйти на след участников «щелковской» группировки, которая появилась на свет еще в 1990-е годы и с тех пор совершила десятки убийств, сотрудники МУР смогли только в 2009 году. Тогда были задержаны шесть ее активных участников и лидеров, еще группа бандитов уже находились в СИЗО по другим уголовным делам. Тогда же следователи и оперативники провели обыск в доме врача Кежлаева. Под ванной был обнаружен тайник, в котором находились более 300 тыс. евро (часть "общака" ОПГ) и пистолет ТТ, из которого в 1990-е годы были совершены убийства. В мае 2009 года хирурга Щелковской больницы взяли под стражу, однако спустя семь месяцев ему изменили меру пресечения на подписку о невыезде, поскольку Кежлаев (сейчас ему 64 года) страдает рядом тяжелых заболеваний.

По версии СК РФ, Мурад Кежлаев долгие годы являлся активным участником «щелковской» ОПГ и оказывал ее лидерам различные услуги. В частности, хранил дома "общак" и оружие группировки, лечил пострадавших в разборках бандитов, снабжал их информацией. В 1995 году в Щелковскую больницу был доставлен с огнестрельными ранениями Дмитрий Аксенов. За несколько часов до этого на него совершили покушение щелковские киллеры. По версии следствия, хирург помог гангстерам добить свою жертву прямо в реанимации.

В окончательной редакции Кежлаеву были предъявлены обвинения по статье 102 УК РСФСР (умышленное убийство, совершенное группой лиц) и 222 УК РФ (незаконное хранение оружия). Однако вместе с остальными членами ОПГ врач перед служителями Фемиды не предстал- в 2011 году у него обострилось одно из заболеваний. Судили Кежлаева позже, осенью 2012 года, с участием присяжных заседателей. Те признали хирурга виновным, Мособлсуд назначил ему наказание в виде четырех с половиной лет лишения свободы. Врача вновь взяли под стражу.

Его адвокаты обжаловали вердикт в Верховном суде. Защитники заявили, что Кажлаев никогда не был участником «щелковской» ОПГ. Представитель прокуратуры демонстрировал присяжным сотни ксерокопий фотографий, на которых хирург якобы запечатлен с "авторитетами" и киллерами. Однако сам Кажлаев заявил, что никого из этих людей не знает. По словам адвокатов, официального опознания изображенных на фото людей не проводилось. Также они указали, что присяжным были зачитаны куски из обвинительного приговора участникам «щелковской» группировки, что является грубым нарушением закона. В результате Верховный суд счел, что присяжным не должны были показывать сомнительные фотографии и оглашать ранее вынесенный приговор. На этом основании вердикт Кежлаеву был отменен, а дело отправлено на новое рассмотрение в Мособлсуд. На первом же слушании, которое состоялось на днях, защитники подали ходатайство о прекращении уголовного преследования Кежлаева в связи с истечением срока давности. Оно было удовлетворено, хирург вышел на свободу.

По данным МВД РФ, основал щелковскую банду "авторитет" Александр Матусов по кличке Басмач. В начале 1990-х годов он входил в "измайловскую" преступную группировку, а затем решил создать собственную бригаду. Ее костяк составили жители поселка Биокомбинат Щелковского района Подмосковья, где располагался и дом самого Басмача. В частности, в руководство новой группировки вошли ранее судимый Игорь Рожнев по кличке Пегас и Павел Бондарцков (Болдарис). По данным оперативников, бандиты сразу попытались взять под свой контроль ряд коммерческих структур Щелковского района, из-за чего у них возникли конфликты с другими мафиози. Люди Басмача предпочитали не вести переговоры с конкурентами, а просто их устранять. "Фактически ОПГ стала негласным хозяином поселка Биокомбинат: ее членов там боялись все — и милиционеры, и чиновники", — сообщил собеседник агентства в правоохранительных органах. Также бандиты промышляли разбойными нападениями и вымогательствами в соседних районах.

Вскоре бригада Басмача стала известна в криминальном мире как одна из самых жестоких, и к ее лидеру начали обращаться "заказчики" с просьбой убить или похитить какого-нибудь бизнесмена или "авторитета". По данным сыщиков, "щелковские" брались практически за любую подобную "работу", и не только в Подмосковье, но и в других регионах России. Следователям уже известно о преступлениях, совершенных группировкой в Тульской области, Дагестане, Санкт-Петербурге, Ленинградской области. "Щелковские" тесно сотрудничали с пресловутой «кингисеппской» группировкой.

В 2011 и 2012 годах Мособлсуд изучал один из эпизодов преступной деятельности Басмача (он находится в международном розыске) и его команды: кровавую бойню у одного из ресторанов в поселке Свердловский Щелковского района Московской области, произошедшую 17 ноября 1996 года.

По версии следствия, в этот день в заведении собрались четыре члена конкурирующей бригады — Аксенов, Каширский, Пархоменко и Зарубин. Их заметил зашедший в кафе член щелковской ОПГ Бразников, который тут же известил о встрече своего шефа Бондарцкова. Тот, давно "имевший зуб" на эту четверку бандитов, начал собирать бойцов "под ружье". Вскоре к кафе съехалось больше десяти "щелковских", вооруженных автоматами, пистолетами и ножами. Врываться в заведение они не стали, а разместились в автомобилях у двери, дожидаясь появления недругов.

Первым на улице показался Пархоменко. Двое бандитов сбили его с ног, оттащили за здание кафе, где застрелили из пистолета. Друзья погибшего ничего не заметили, они продолжали веселье. Вскоре из заведения вышел Каширский. К нему подскочили Рожнев и Бразников с сообщниками и, затолкав в ВАЗ, вывезли на пустырь. Там Каширского задушили, а тело закопали. Их подельники во главе с Бондарцковым продолжали дежурить у кафе. Когда вышли Аксенов и Зарубин, события стали развиваться и вовсе в стиле кинобоевиков.

Болдарис ударил кулаком в лицо Аксенова, сбил его с ног, после чего на жертву набросились другие бандиты и принялись наносить ему удары ножом в спину. Воспользовавшись моментом, Зарубин запрыгнул в Mercedes и попытался уехать. Однако в салон машины влетел Болдарис и принялся бить по лицу. Несмотря на это, Mercedes продолжил движение. Это заметили находившиеся неподалеку в ВАЗ щелковские гангстеры Нурмеев и Коротыч. Первый направил свою машину на таран иномарки, а второй, прямо с заднего сиденья, открыл шквальный огонь из автомата. Из-за того, что Mercedes был тонированным, "щелковские" не видели, что в салоне находится и их шеф.

В этот момент Аксенову удалось раскидать нападавших, он бросился бежать. Еще один подручный Болдариса - Мальков- несколько раз выстрелил ему вслед из пистолета, ранив в спину. И здесь раздался страшный грохот – ВАЗ под управлением Нурмеева протаранил Mercedes. Мальков тут же подбежал к иномарке и открыл по ней огонь из пистолета. Несмотря на то, что Mercedes оказался полностью изрешечен после обстрела из автомата и пистолета (нападавшие выпустили все патроны из обойм), находившиеся внутри Бондарцков и Зарубин ранений не получили. Они продолжали свою схватку. Всего побоище длилось почти час, пока к месту происшествия с включенными "мигалками" не стали подъезжать милицейские машины. Заслышав сирены, "щелковские" разбежались.

Зарубина после случившегося взяли под охрану, но он категорически отказывался называть имена нападавших. Рассказать о тех, кто совершил покушение, согласился выживший Аксенов, но его допрос отложили. Мужчина получил тяжелые ранения и был помещен в реанимацию одной из местных больниц. По версии следствия, узнав об этом, Болдарис, дал приказ добить жертву. Хирург больницы Кажлаев рассказал о том, где находится Аксенов и как его охраняют (милиционеры дежурили только у дверей палаты). 18 ноября врач провел на территорию больницы Бразникова, Данилова и Рожнева. Пегас с улицы забрался на подоконник окна реанимационного отделения (оно находилось на первом этаже здания) и через открытую форточку три раза выстрелил Аксенову в голову из пистолета с глушителем. От полученных ранений мужчина скончался.

Раскрыть это преступление оперативникам удалось только более чем через 15 лет. Осенью 2011 года присяжные Мособлсуда признали всех подсудимых виновными в трех убийствах, покушении на убийство, незаконном хранении оружия и т.д. Несмотря на то, что им инкриминировали еще статьи "старого" УК РСФСР, по которому срок давности за убийство был предусмотрен в 15 лет, суд не счел возможным освободить "щелковских" от наказания. Дело в том, что по УК РСФСР за содеянное бандитам полагается смертная казнь, а в таких случаях срок давности не действует. В итоге Бондарцков получил 19 лет колонии строгого режима, Рожнев – 15 лет лишения свободы. Остальным членам группировки суд назначил от 7 до 14 лет тюрьмы. Адвокаты гангстеров обжаловали решение в Верховном суде. Там сочли, что ряд обвинений все же попадает под "сроки давности" и смягчили приговор: Болдарису — до 15 лет, Рожневу – до 14 лет (всего он проведет в колонии 21 год, так как ранее был осужден по делу "кингесеппской" ОПГ), другим "щелковским" до 9-10 лет. Нурмеев получил шесть лет лишения свободы, но "условно

Юрий Вершов