Posted 5 мая 2013,, 20:15

Published 5 мая 2013,, 20:15

Modified 31 марта, 19:21

Updated 31 марта, 19:21

Сибирь китайцев не прельщает

5 мая 2013, 20:15
Как встарь, Россию пугают китайской экспансией. Однако, как рассказал член-корреспондент РАН, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Василий Михеев, ситуация выглядит иначе.

Грозит ли Россию китайская экспансия и чего нам ждать от восточного соседа? На вопросы отвечает член-корреспондент РАН, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Василий Михеев.

- Василий Васильевич, неужели наши люди так уж напрасно боятся китайцев?

- Людям бояться не надо, никакой экспансии нет. Просто кто-то пишет какие-то байки, а некоторые СМИ их тиражируют, ничего не зная.

- Может быть, сегодня стали бояться больше экспансии с Ближнего и Среднего Востока, чем с Дальнего. Но такой гигант, как Китай, никуда не спрячешь. Просто этот страх в чем-то меняется. В поздние советские времена, помнится, очень боялись настоящей войны с Китаем. «Начнем с большого»: претендует ли сегодня китайское правительство на российские территории?

- Нет, абсолютно не претендует. Вопрос о границе у нас на официальном уровне решен окончательно.

- Вы знаете, «на официальном уровне» у нас и с Германией когда-то вопрос о границе был решен.

- Это нельзя сравнивать, потому что налицо совершенно разная геополитическая ситуация. Совершенно разный характер политических режимов в сталинском СССР и в гитлеровской Германии, с одной стороны, и в современном Китае – с другой. Так что аргумент неправильный.

Внутри Китая, действительно, иногда появляются какие-то публикации с картами, на которых часть России – «их территория». Но по такой же логике правительство Индии могло бы ухватиться в свое время за призыв одного из наших политиков «омыть сапоги в водах Индийского океана» и из этого сделать вывод, что Россия претендует на индийскую территорию. Однако Индия беспокоиться не стала.

Войны с Китаем не будет по простой причине: Китай стал нормальной страной. Поэтому там все проблемы – нормальные, как и у других стран. В том числе и проблемы с природными ресурсами, и с экологией. Китайцы знают о своих проблемах и пытаются их решать – иногда удачно, иногда не очень. Но не путем войны.

- Насчет того, все ли страны «нормальные», есть много разных мнений, в том числе и о нашей собственной. Российская Федерация – страна с очень большой территорией и относительно небольшим, стареющим населением. А рядом – гигант с небывалым в мире населением, на порядок превышающим наше. Войны-то в прямом смысле, может быть, и не будет – сегодня люди боятся, что «нас выдавят демографически».

- У нас, как мы прекрасно знаем, очень большая страна с очень плохо развитой инфраструктурой, особенно на Дальнем Востоке. И, если уж договаривать до конца, то мало кто может захотеть сюда переселяться.

Что касается северо-востока Китая, граничащего с российским Дальним Востоком, то это тоже огромная страна. И тоже малонаселенная.

- Неужели? Это ведь Маньчжурия…

- Представьте, да, и Маньчжурия, и не только – два округа. Там 110 млн человек всего живет.

- Это называется «всего»? Да это почти столько же, сколько во всей России.

- Положим, так. Но там хватает места и работы для всех. Там вовсе не тесно, как у нас ошибочно думают. Эту свою территорию они активно осваивают, инвестируют в дороги, в дома, в строительство. Чего в России, между прочим, отнюдь не делается. Зачем оттуда конкретному китайцу ехать в Сибирь? Он тоже ищет, где лучше.

Основные потоки китайской миграции – это, во-первых, внутренние, а во-вторых, в США и Канаду, и в Европу. Если же посмотреть на пассажирообмен между РФ и КНР, то число русских, посещающих Китай, уже в почти три раза превышает количество китайцев, посещающих Россию в год. В три раза! Так что, если говорить об экспансии, то это экспансия русских в Китай.

На Дальнем Востоке РФ доля постоянно работающих китайцев среди населения – 4-5%. Это примерно как в царской России.

- Но это, видимо, официальная статистика. Наверное, много неучтенных?

- Это не я выдумываю, это выводы серьезных исследований. Насчет «демографического давления» - это все же неправильная постановка вопроса, основанная не на анализе ситуации, а на интересах тех людей, кто это вбрасывает. Прежде всего, местных органов власти, которые перекидывают на китайцев свое неумение решать социально-экономические и криминальные проблемы. Больше ничего здесь нет.

- Но все-таки, масса китайцев здесь живет и работает, в том числе в подмосковных совхозах, например, где, говорят, они удобрения применяют хищнические. Кстати, есть такое мнение, что у китайцев, которые здесь поживут сколько-то времени, резко подскакивает рождаемость.

- Конечно, рожают, как и другие, как и мусульмане, и кавказцы. Но это никакого касательства ни к нашим отношениям с Китаем, ни к внутриполитической стабильности России не имеет. У мусульман рождаемость выше, чем у китайцев – причем, с Китаем у нас, между прочим, визовой режим, в отличие от Средней Азии.

Если уж на то пошло, то разговоры типа «придут китайцы и все захватят» были актуальны как раз лет десять назад. С тех пор тема переменилась: стали говорить: «придут китайцы и все купят».

- Ну, в общем-то, и не без этого.

- А какая разница, кто купит, американцы или европейцы? Все равно все долларами платят. Инвестируют в нашу инфраструктуру, в «Роснефть», строят нефтепровод – все это в интересах обоих партнеров, как я понимаю.

Что касается подмосковных земель, то там китайцы работают на хозяина. На российского хозяина, который и несет ответственность за землю, в том числе и за методы ее обработки, и за удобрения, которые туда вносятся. Если у земли нет хозяина, ничего не поможет.

Вообще, поймите: в то сотрудничество, которое развивается между Россией и Китаем, входит, в том числе, и сотрудничество криминальных структур двух стран, а также и коррумпированных правоохранительных органов. Это не вопрос типа «Китай против России» - это вопрос закона и порядка. Вопрос к тем, кто должен их блюсти.

Беседовал Леонид Смирнов