Posted 4 июля 2013,, 14:31

Published 4 июля 2013,, 14:31

Modified 31 марта, 18:22

Updated 31 марта, 18:22

Пикейные жилеты — против

4 июля 2013, 14:31
Александр Желенин
Всемирный русский народный собор (ВРНС) распространил заявление, в котором высказал озабоченность планами московских властей назвать одну из строящихся станций столичного метрополитена «Улицей Дыбенко».

Всемирный русский народный собор (ВРНС) распространил заявление, в котором высказал озабоченность планами московских властей назвать одну из строящихся станций столичного метрополитена «Улицей Дыбенко».

Большинству россиян причины этой озабоченности, вероятно, нужно объяснять отдельно, поскольку тех, кто, помимо авторов этого заявления, помнит, кто такой Дыбенко, в чем его заслуги и прегрешения, сегодня явное меньшинство. Уж если части наших сограждан (особенно молодых) уже нужно объяснять, кто такой Владимир Ленин, то что говорить о Дыбенко?

Поэтому для начала небольшой ликбез.

Павел Дыбенко — революционный матрос, один из деятелей Октябрьской революции 1917 года в России, красный командир времен Гражданской войны, нарком Наркомата по военным и морским делам, командир полка, бригады, дивизии... Участвовал в боях против белых и интервентов на Украине, в Крыму и под Царицыном. В 1921-м подавлял крестьянское восстание на Тамбовщине и мятеж в Кронштадте. Кавалер трех орденов Красной звезды и двух Красного знамени.

В 1937 году во время «большого террора» Дыбенко входил в состав Специального судебного присутствия, которое осудило на расстрел, в том числе, и его бывшего непосредственного начальника в годы Гражданской войны - маршала Михаила Тухачевского. В 1938 году сам был осужден по обвинению в «участии в антисоветском троцкистском военно-фашистском заговоре» и в день вынесения решения суда расстрелян.

В общем, как принято говорить, личность неоднозначная. Но что с того?

Во-первых, речь идет о деятеле российской истории столетней давности. Неужели история Гражданской войны так актуальна до сих пор?

Для большинства россиян, безусловно, не актуальна. Если мы проведем опрос на тему, кто такой Дыбенко, то можно не сомневаться, что абсолютное большинство ничего не смогут сказать об этом человеке.

Во-вторых, непонятно, почему ВРНС именно сейчас озаботился застарелыми планами назвать одну из строящихся станций метро его именем? Более важных тем для обсуждения у него нет?

Тем не менее, в заявлении Собора говорится: «В обществе продолжаются горячие споры относительно причин, последствий и степени вины сторон, участвовавших в Гражданской войне».

В каком обществе продолжаются эти «горячие споры»? Исследователей архивов времен Гражданской войны, любителей исторических реконструкций?

Возможно. Но что-то подсказывает, что сегодня у абсолютного большинства граждан России множество других, гораздо более актуальных для них тем для обсуждения. Например, рост коммунальных тарифов, падение курса рубля, ущемление их гражданских прав и свобод веером консервативных законов, принимаемых Госдумой и утверждаемых президентом в последнее время.

Но эти актуальные темы близкий к российской власти Всемирный русский собор поднимать почему-то не спешит. А вот возможное и, полагаю, маловероятное наименование одной из станций московского метро, намеченной к сдаче аж в 2015 году, именем одного из русских революционеров для Собора безумно актуально! Не потому ли, что он давно превратился в некий аналог общества «пикейных жилетов»?

Заметим, что сейчас строятся и планируются к сооружению более 70 новых станций столичной подземки. Из них (видимо, по случайному недосмотру начальства) названия лишь двух (!) отдают советской эпохой. Это названия станций «Улица Дыбенко» и «Коммунарка». Причем оба, как это характерно для московской традиции 20 века, просто обозначают место, на котором будут располагаться эти станции.

В одном случае это существующая на севере Москвы с начала 1960-х годов улица Дыбенко, а в другом - поселок Новой Москвы Коммунарка, существующий под этим именем почти 90 лет...

Всемирный русский собор с целью, как говорится в заявлении, «национального примирения и заживления психологических ран, нанесенных национальной памяти Гражданской войной», предлагает «с учетом того, что имена огромного количества деятелей красного лагеря запечатлены в отечественной топонимике еще в советскую эпоху», уравновешивать их «адекватным количеством объектов, названных в честь деятелей белого, и шире - контрреволюционного лагеря».

Следует признать, что сколь бы неактуальным ни было такое заявление для большинства россиян, логика в нем очевидно присутствует.

Действительно, страна 22 года строит капитализм. Причем, если поначалу акцент новой власти делался по преимуществу на демократическом характере нового строя, то в последние 12 лет власть взяла четкий курс на реставрацию консервативных дореволюционных ценностей.

В этих условиях даже одно-два названия, хоть как-то напоминающих советскую историю, пусть даже и из 78 других, действительно выглядят явным недоразумением. Которое, можно не сомневаться, будет оперативно исправлено после «сигнала» от проправительственного Собора.

Однако некоторые нюансы «топонимической» проблемы все-таки остаются в подвешенном состоянии.

Например, то, о чем пишут авторы заявления, а именно - замещение советских названий на новые, «нейтральные» или идейно близкие, - идет в России уже больше 20 лет.

Причем без явных глупостей, обусловленных исключительно идейными мотивами реставраторов, дело не обходится. Стоит напомнить, как в начале 1990-х в той же Москве переименовывали те же станции метро. Всегда ли оправданными были эти действия даже с антикоммунистических позиций? Разве переименование станции «Дзержинская» в станцию «Лубянка», после того как 70 лет выражение «в подвалах Лубянки» в русском языке являлось обозначением чего-то мрачного, было оправдано?

А чем было обосновано переименование станции «Горьковская», открытой в 1978 году, в станцию «Тверская»? Особенно с учетом того, что станции метро с таким названием в Москве никогда до этого не было... Уж не говоря о том, что ненависть реставраторов к великому Горькому (во всяком случае, российской и мировой знаменитостью он стал еще до революции) объяснялась главным образом их недостаточной начитанностью.

А переименование московского района Ленино-Дачное в Царицыно, притом что такого названия у этого района никогда не было, а топоним Ленино-Дачное к Владимиру Ленину не имеет никакого отношения?

Перечислять подобные нелепости с переименованиями улиц и площадей можно очень долго. Но главное понять, как далеко можно с этим зайти и зачем. Если большинству это не нужно, а меньшинство раздражает, то о каком таком «примирении» можно говорить?

Складывается ощущение, что Гражданская война в России действительно продолжается. Но больше в головах тех, у кого никак не проходит зуд к таким переименованиям.

Кроме того, до сих пор большой вопрос, по каким критериям надо называть новые станции и улицы или переименовывать старые.

«ВРНС предлагает в этих условиях при наименовании новых объектов находить имена и символы, несущие консолидирующие, общенациональные смыслы».

Очнулись. Этот процесс давно идет. Есть в Москве бульвар Дмитрия Донского и станция метро с таким же названием. «Советской» площади Маяковского нет, а аллея антисоветского Бунина есть.

Но много ли найдется в российской истории деятелей, однозначно принимаемых всеми, кто в ней хоть как-то разбирается? Дмитрий Донской — хорошо. А вот Александр Невский, которого старательно делали общерусским героем и при Романовых, и при Сталине, сейчас, когда любой может прочесть в Интернете, как он в 1252 году привел на Русь 50-тысячную Неврюеву рать, которая учинила погром похлеще Батыева нашествия, - на объединяющую фигуру отечественной истории уже как-то не тянет.

А кто еще? Конечно, можно вспомнить про Ушакова с Нахимовым, но то флотоводцы. Да и не густо у нас с такими...

Если уж на то пошло, то и «солнцу русской поэзии» Александру Пушкину можно припомнить явно антимонархическое и якобинское (что по нынешним временам — ужас, ужас!): «самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу, твою погибель, смерть детей с жестокой радостию вижу...». Или вспомнить, как он же писал, что всерьез занимается атеизмом. Нынешним соборным это точно не понравится...

А может, вообще убрать от греха все именные названия? Пусть в наших городах и поселках останутся только луговые и цветочные улицы! Правда, тогда не очень понятно, из кого делать пример для молодежи...

Впрочем, есть и другой вариант — не заниматься ерундой и оставить топонимику в покое.

Александр Желенин