Posted 5 июля 2013,, 13:33

Published 5 июля 2013,, 13:33

Modified 31 марта, 18:21

Updated 31 марта, 18:21

Визы для мигрантов заменят стикерами

5 июля 2013, 13:33
ФМС выступила с предложениями по изменению миграционного законодательства. В их числе - отказ от квот с заменой их долей используемой иностранной рабочей силы в экономике страны и модернизация института разрешения на временное проживание.

Отказаться от квот, заменив их долей используемой иностранной рабочей силы в экономике страны, модернизировать институт разрешения на временное проживание, предоставив бонусы квалифицированным специалистам и бизнесменам, а вместо виз вклеивать в загранпаспорта мигрантов «стикеры», которые указывали бы, есть ли у иностранца право работать в России или нет. С такими инициативами глава ФМС Константин Ромодановский выступил на днях на встрече с «Ассоциацией менеджеров». Эксперты в сфере миграции отреагировали на них весьма неоднозначно.

Выступая на днях на встрече с «Ассоциацией менеджеров» в Москве глава ФМС Константин Ромодановский озвучил ряд инициатив, которые позволили бы навести порядок в миграционной сфере. В частности, как сообщает «Интерфакс», чиновник предложил отменить квоты, а вместо этого устанавливать долю иностранных граждан, которых будут привлекать на работу в России. По его словам, это позволит сделать порядок привлечения мигрантов к труду максимально прозрачным и гибким, чтобы оперативно реагировать на меняющиеся потребности экономики в кадрах.

Кроме того, по мнению Ромодановского, в модернизации нуждается и институт разрешения на временное проживание (РВП). Предполагается, что получить заветный документ смогут все иностранцы, пребывающие в России более 90 суток. Причем, если для неквалифицированных рабочих срок действия РВП составит 1 год, то для квалифицированных предлагается увеличить его до двух лет, а для высококвалифицированных — до трех. Особые бонусы в этом смысле предполагается предоставлять бизнесменам и инвесторам.

По словам главы ФМС, концепция законопроекта прошла обсуждения в Высшей школе экономики, на Научном совете ФМС, была одобрена 25 июня на заседании правительственной комиссии по миграционной политике, и уже в третьем квартале текущего года все перечисленные законодательные новеллы поступят в российское правительство.

При этом Ромодановский подчеркнул, что в обозримом будущем въезд в Россию для выходцев из стран СНГ останется свободным, но для «наведения порядка» предлагается вклеивать в загранпаспорта приезжих, которые вводятся с 1 января 2015 года, специальные «стикеры», в которых будет указано, находится иностранец здесь с правом работы или без оного. Так, каждый иностранец, пребывающий в стране более 90 суток, должен будет обратиться в миграционную службу, встать на учет и получить наклейку в паспорт.

Большинство экспертов, опрошенных «Росбалтом», идею ФМС об отмене квот поддержали. «Не знаю, как будет работать доля, но то, что квоты давно превратилась в элемент коррупции в миграционной сфере — это факт. Отменять квоты не то, что надо… Можно сказать, что срок, когда это нужно было сделать, давно прошел. Они не работают и никого ни от чего не защищают. Возможно, новый механизм будет работать лучше - вопрос в том, как он будет действовать», - отметила в интервью «Росбалту» старший научный сотрудник Центра демографических исследований Высшей школы экономики Юлия Флоринская.

Согласилась с ней и глава информационно-правого центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева. «Эксперты, которые работают непосредственно с мигрантами, почти в один голос твердили о том, что система квотирования лишь увеличивает количество коррупционных дел и количество нелегальных мигрантов, заставляет их работать по другим правилам, и приучает бизнес работать в теневом рынке. Если посчитать тот экономический урон, который нанесло квотирование, там будет не один миллиард долларов», - подчеркнула она.

Но станет ли введение доли мигрантов, занятых на российском рынке труда, ограничительной мерой притока мигрантов, позволит ли создать более благоприятные условия работы для бизнеса и поможет ли побороться с безработицей собственных специалистов, в этом эксперт не уверена.

В свою очередь президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин заметил, что новации, предложенные миграционной службой, уже давно пылятся на полочках российского законодательства. «На самом деле вопрос установления доли иностранных граждан, занятых в отдельных видах экономической деятельности, в законе давно прописан и никто не мешает претворять эти нормы в жизнь. Более того, квоты и раньше были для регионов делом добровольным, и каждый был сам вправе решать, устанавливать квоту или нет», - подчеркнул эксперт.

По мнению собеседника агентства, принципиальной разницы между квотой и долей нет: в одном случае это фиксированная жесткая величина, в другом - процентное отношение, то есть величина более гибкая, что, в общем, неплохо.

Но, по словам собеседника агентства, дело даже не в том, чтобы заменить квоту на долю, а в том, как эту долю потом подсчитать. «Если по заявлению нашего компетентнейшего человека, я имею в виду Голодец, мы не знаем, где работает 38 млн собственных граждан, как мы тогда посчитаем долю трудящихся мигрантов?» - недоумевает он.

По его мнению, замена квоты долей даст большое поле для злоупотреблений. В первую очередь это выгодно ФМС, которая становится более свободной в выдаче разрешений на работу.

Что касается РВП, то, по словам Юлии Флоринской, этот шаг делается в правильном направлении. Сейчас люди, которые годами живут и работают в России, по статусу равны тем, кто приезжает сюда на сезонные работы. Усмотрев в этом некоторую несправедливость, Флоринская считает, что было бы правильно давать РВП всем мигрантам, которые намерены остаться в России не навсегда, но надолго.

«То, что бизнесменам и инвесторам будут предоставлены преференции можно только приветствовать. Сделав существенный вклад в экономику страны пребывания, РВП иностранцы будут получать автоматически, - отметила собеседница агентства. - Однако пока в законе не определено, кто такой инвестор — нет той начальной суммы, с которой будет начинаться инвестирование».

«Я готова поддержать эту инициативу, если итогом новой формы РВП не станет получение гражданства в облегченной форме. Если РВП будет рассматриваться только с точки зрения облегчения пребывания мигрантов в России без привязки к гражданству — это хорошая мера, особенно для тех специалистов, которые здесь нужны», - заметила в свою очередь Гавхар Джураева, напомнив, что до сих пор РВП считалось первой ступенью к получению гражданства и тоже ограничивалось квотами.

Вячеслав Поставнин согласился, что сама идея с РВП вполне здравая. «Это статус нахождения иностранца, и чем таких статусов больше, тем лучше. РВП было бы особенно важно для тех иностранцев, которые открывают в России свой бизнес, и то, что ФМС предусматривает для этой категории преференции - определенно хорошо. Мы теряем огромные деньги, когда ограничиваем в этом смысле бизнесменов, которые привозят нам не миллиарды (у нас почему-то все инвестиции считаются в миллиардах), а миллионы долларов, особенно индусы, пакистанцы. А ведь они приводят в нашу страну деньги, открывают рабочие места», - заметил эксперт.

Правда, по его словам, пока не совсем понятно, в чем заключается суть модернизации. «Да, то, что срок действия разрешения на временное пребывание продлили для квалифицированных и высококвалифицированных специалистов — хорошо. Но при этом ни слова не сказано ни об отмене квот на РВП, ни об упрощении процедуры его получения. Если останется та же квота, та же процедура, то ничего не изменится», - уверен он.

Как рассказал «Росбалту» источник, близкий к ФМС, чиновники, действительно, планируют отменить квоты и выдавать РВП всем мигрантам, которые намерены остаться в России на срок более 90 дней. Правда, тогда не совсем понятно, в чем будут заключаться преференции для бизнесменов и инвесторов, если РВП будет доступно всем.

Что касается вопроса введения в России визового режима со странами СНГ, то, по словам главы информационно-правого центра «Миграция и закон», это вряд ли что-то изменит. «При прозрачных границах люди по-прежнему будут въезжать нелегально, но появится еще одна армия посредников, которая будет торговать приглашениями. Поэтому идея со стикерами вполне здравая», - считает она.

Иного мнения придерживается президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин.

«Мировая практика показывает: либо вы вводите визы, либо нет, а вот эти стикеры мне совершенно непонятны. Центральный банк данных учета иностранных граждан, который должен эти вопросы регулировать, не работает, поэтому ФМС прибегает к стикерам как самому простому способу физического контроля», - отметил собеседник агентства.

По его словам, пока совершенно непонятно, как эти стикеры будут работать. Для того, чтобы вклеить стикер, человек должен будет прийти в ФМС, заявить о своем желании вести трудовую деятельность, представить определенный набор документов. Сейчас законопослушные иностранцы проходят ту же процедуру при получении разрешения на работу, однако, не мешает комфортному существованию армии нелегалов, заметил Поставнин.

Анна Семенец