Posted 8 июля 2013,, 03:30

Published 8 июля 2013,, 03:30

Modified 31 марта, 18:20

Updated 31 марта, 18:20

Охотовед бьется с VIP-браконьерами за свободу

8 июля 2013, 03:30
Адвокаты охотоведа Александра Довыденко, который задержал VIP-браконьеров, однако сам оказался обвиняемым, настаивают на закрытии дела из-за многочисленных нарушений.

ГСУ СК РФ по Московской области в шестой раз закончило расследование дела в отношении охотоведа Александра Довыденко, который задержал VIP-браконьеров, однако сам оказался обвиняемым. В пяти предыдущих случаях прокуратура и суд возвращали материалы обратно следователям из-за нарушений. По словам адвоката Довыденко, нарушений в деле только прибавилось, в связи с чем он просит его закрыть.

В окончательной редакции Александру Довыденко предъявили обвинения по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий, повлекшее тяжкие последствия), по которой охотоведу грозит до десяти лет тюрьмы. Сейчас он знакомится 11 томами дела, после чего материалы вместе с обвинительным заключением будут направлены на утверждение в прокуратуру.

Следователи ГСУ СК РФ по МО, а их по "делу Довыденко" сменилось аж девять (причем один потом перешел на работу в ФСБ РФ), неоднократно пытались передать материалы в отношении охотоведа в суд. Но всякий раз прокуратура Московской области отказывалась утверждать обвинительное заключение, полагая, что следователи не собрали достаточно доказательств вины Довыденко. Последнее отказное решение зампрокурора Подмосковья, вынесенное в октябре 2012 года, СУ СК РФ по МО обжаловало у прокурора Московской области Александра Аникина. Однако тот согласился с позицией коллеги. Тогда следствие обратилось уже к замгенпрокурора Викторю Гриню, который обвинительное заключение все-таки подписал, отправив дело на рассмотрение в Дмитровский суд Подмосковья. Служители Фемиды посчитали, что в представленном обвинительном заключении доказательства вины охотоведа не конкретизированы и вернули материалы следователю. Такое решение Генпрокуратура пыталась обжаловать в судах разных инстанций, вплоть до Верховного суда РФ, но результата это не принесло, дело вновь вернулось к следователям.

После месяца формального (так полагают адвокаты Довыденко) расследования, вновь было объявлено о его окончании. Изучая тома, защитники и охотовед выявили, по их словам, новые нарушения. В частности, обнаружили, что в материалах отсутствует крайне важный процессуальный документ - постановление о принятии к своему производству дела следователем Ильиными.

«Получается, что одно время следственные действия производились неуполномоченным лицом – Ильиным», - отмечает Александр Довыденко. По его словам, после того, как прокуратура Дмитровского района отказалась передавать материалы в суд, срок следствия продлен не был. «Все дальнейшие действия другого следователя, Русских, и его руководства, в том числе обжалование решения Дмитровской прокуратуры, проводились вне сроков предварительного следствия, что является нарушением законодательства, - отмечает охотовед. - Получается, что заместитель генпрокурора Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение с нарушениями норм УПК - как обжалованное за пределами срока предварительного следствия».

По словам, адвоката Довыденко Василия Процынка, в конце июня снова закончился срок предварительного следствия по делу, но его почему-то не продлили. То есть и сейчас вся работа по делу ведется с нарушениями.

В связи с этим Довыденко и его адвокат подали жалобы в Дмитровский городской суд, в которых требуют признать действия следователей Ильина и Русских незаконными. Также охотовед просит: «Прекратить в отношении меня уголовное дело в связи с отсутствием в моих действиях признаков состава преступления, в следствии подтасовки фактов, фальсификации фактов, допущенных при расследовании». Довыденко полагает, что расследование в отношении него носит «заказной» характер, а вынести ему обвинительный приговор стало своеобразным делом принципа для VIP-браконьеров.

"Росбалт" уже подробно рассказывал об этой истории. Шестого февраля 2010 года охотовед Александр Довыденко увидел, как из леса у садового товарищества "Планер", расположенного в Дмитровском районе Подмосковья, выехала группа людей на снегоходах с санями. На них находились ящики с охотничьими собаками и туши лосей, на которых охота разрешена только до 31 декабря. Довыденко решил задержать мужчин, но те попытались скрыться.

В частности, на своей машине стал уезжать начальник управления промысловой геологии и разработки месторождений ОАО "Газпром" Геннадий Кучеров, однако охотовед задержал его. Еще несколько участников сафари постарались уйти на «Буранах», Довыденко пытался остановить снегоходы, хватался руками за машины, но они лишь волокли его по снегу. Охотоведу пришлось произвести несколько выстрелов в воздух. Среди задержанных оказался и местный егерь, который сразу объявил, что Довыденко помешал охотиться «очень большим людям». Позже очевидцы утверждали, что в тот день в лесу, помимо топ-менеджера «Газпрома» и ряда местных коммерсантов, находились генерал милиции — начальник одного из ОРБ МВД РФ, другие милицейские чины и сопровождавшие их лица.

К месту ЧП съехалось шесть милицейских машин. Но присутствие людей в форме не смущало охотников, которые пугали Довыденко неприятностями, угрожали ему. Охотовед все же написал заявление об имевшем место факте браконьерства, было возбуждено дело по ст. 285 УК РФ (незаконная охота).

«После этого мне и в УВД Дмитровского района, и в местной прокуратуре неоднократно предлагали «по-хорошему» забрать заявление, но я категорически отказался», — рассказывал ранее Довыденко «Росбалту». Далее, по его словам, один высокопоставленный милицейский начальник заявил: «Тогда мы посадим тебя самого». Вскоре угроза начала сбываться — против охотоведа было возбуждено дело о превышении должностных полномочий. Поводом для этого послужило то, что спустя месяц после инцидента водитель одного из снегоходов Киселев написал заявление, будто Довыденко стрелял по нему на поражение и ранил в палец.

В результате следствие выстроило следующую версию. Охотовед Довыденко без всяких веских причин начал палить по мирным гражданам, которые вовсе не охотились, а просто прогуливались вдоль леса с собаками, оружием и тушами лосей. Мертвых животных эти мирные граждане якобы перевозили по просьбе местного егеря. Никаких VIP-персон среди браконьеров в СК РФ тоже не обнаружили. В окончательной редакции Довыденко инкриминировали ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий, повлекшее тяжкие последствия),

Что касается расследования о незаконной охоте, то дознаватели УВД Дмитровского района выдвинули версию, что охотники в животных не стреляли, а просто натолкнулись в лесу на туши лосей, после чего — как добропорядочные граждане — решили их сдать в соответствующие органы. Наверное, эта версия так бы и осталась в материалах дела, а убийство лосей списали на «неизвестных» злоумышленников, но Довыденко завалил милиционеров жалобами, требуя провести тщательное расследование факта браконьерства. В результате на свет появилась новая версия: в зверей стрелял безработный Вадим Щенников, который потом по рации вызвал других участников сафари, в том числе местного егеря. И по распоряжению последнего все охотники дружно куда-то повезли мертвых лосей. Щенников полностью признал свою вину, ему одному официально и предъявили обвинения.

Александр Шварев