Posted 10 июля 2013,, 06:55

Published 10 июля 2013,, 06:55

Modified 31 марта, 18:18

Updated 31 марта, 18:18

ФСБ "забурилась" в болота Подмосковья

10 июля 2013, 06:55
В рамках дела о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных государством на работы по проектированию Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), ФСБ провела необычный эксперимент.

В рамках дела о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных государством на работы по проектированию Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), ФСБ провела необычный эксперимент. В лесисто-болотистую местность были загнаны несколько крупных буровых установок. Цель мероприятия – доказать, что ранее подобная техника при изыскательских работах не использовалась.

По версии ФСБ РФ, компании, занимавшиеся проектирование ЦКАД, подделали большую часть документации по данному проекту, а выделенные государством 8,8 млрд рублей были похищены. В основном использовались немного обновленные архивные материалы, а в сметах указывалось, будто велись дорогостоящие масштабные изыскательские и геологические работы с использованием тяжелой техники. В самих компаниях такие подозрения категорически опровергают. Для того, чтобы подтвердить свою версию, представители ФСБ РФ решили провести следственный эксперимент.

Контрразведчики полагают, что в некоторых лесисто-болотистых местах Подмосковья, в которых, как значится в документации участников проектирования, использовалась тяжелая техника, ее применение просто не возможно. Следователи ФСБ РФ попросили компании наглядно показать, как гигантские машины вели работу в лесах Московской области. В рамках эксперимента несколько буровых установок и другой тяжелой техники крайне долго перемешались по болотам и завалам из деревьев. После этого участники проектирования ЦКАД посчитали, что они доказали свою правоту: к необходимым местам удалось «пробиться».

Однако в ФСБ придерживаются другой точки зрения. «Было видно, что в этих местах подобные работы ведутся впервые, а кадры того, как к ним доставлялась техника, вполне могли бы лечь в основу комедийного фильма», - отметил источник в спецслужбах. По его словам, сейчас в рамках дела продолжается масштабная экспертиза, по окончании которой уже и можно будет делать конкретные выводы, а в случае необходимости - предъявлять обвинение.

На данный момент на счетах компаний, участвовавших в проектировании ЦКАД (ООО "Союздорпроект", ОАО "Метрогипротранс", ОАО "ЦКАД", ООО "Рау–Университет", ООО "Спецметропроект", ООО " Экопроект Плюс" и др.), арестовано более 2 млрд рублей.

В конце мая 2013 года срок следствия по делу был продлен на четыре месяца. При этом ФСБ РФ указало, что за это время необходимо провести допросы ряда свидетелей, направить запросы в разные инстанции и получить на них ответы, закончить, назначенные экспертизы и т.д. Вообще сделать все необходимое для изобличения «группы неустановленных лиц, длительное время совершавших масштабное хищение при проектировании ЦКАД».

Адвокаты компаний, участвовавших в проекте, пытались оспорить продление срока следствия. «За истекший год по уголовному делу произведено большое количество следственных действий, в результате которых установлено, что факт фальсификации проектной документации при проектировании ЦКАД, на который указывалось в постановлении о возбуждении уголовного дела, своего подтверждения не нашел, - отмечали защитники. - Доказательств события преступления в ходе следствия не добыто. Обвинение никому не предъявлено. За этот период времени ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдала положительное заключение на проектную документацию, которая - согласно постановлению о возбуждении уголовного дела - была якобы фальсифицирована. Правительство РФ распорядилось начать строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги на основе разработанной проектной документации».

Однако суды сочли, что данное дело сложное, поэтому может расследоваться свыше 12 месяцев.

Напомним, в 2008 году правительство выделило 8,8 млрд рублей на работы по проектированию ЦКАД. Часть этих денег была направлена ООО "Спецметропроект" (занимается геоэкологическими исследованиями для строительства Центральной кольцевой автодороги), которое пригласило на одну из руководящих должностей профессора Сергея Волкова (находится в розыске). А тот назначил своего друга, тоже профессора, Петра Хомякова главой сектора ООО. Петр принял на работу в качестве начальника отдела кадров "Спецметропроекта" Олега Трошкина. Волков, Хомяков и Трошкин, по версии ФСБ РФ, одновременно являлись идеологами и лидерами националистической группировки «Северное братство».

В 2009 году контрразведчики провели спецоперацию против членов этой группировки. Оказавшись под стражей, Трошкин заявил сотрудникам ФСБ РФ, что часть деньги на поддержание деятельности «Северного братства», заимствовалась из казны "Спецметростроя". Однако он отметил, что националисты "воровали ворованное". По словам Трошкина, все средства, выделяемые на проектирование ЦКАД, расхищались. Согласно его показаниям, на совещаниях, касающихся центральной кольцевой автодороги, впрямую говорилось, что будет создаваться только видимость проектных работ, а в реальности "в дело пустят" архивные материалы. При этом он привел механизмы подмены документов, назвал фамилии лиц, принимавших участие в данной афере и т.д.

После своего ареста данную информацию подтвердил и Петр Хомяков. «С 17 ноября 2008 года я начал участвовать в производственных совещаниях, проводимых в здании ОАО "Метрогипротранс" (одна из головных структур, участвовавших в проекте ЦКАД — "Росбалт"), которое находится рядом со станцией метро "Павелецкая", — рассказал Хомяков контрразведчикам. — На совещаниях, которые проводились раз в 3-4 дня, нашему отделу была поставлена задача сымитировать результаты изыскательских работ, которые якобы велись с лета 2008 года (при том, что данные работы не проводились), и якобы на их основе сформировать отчет о проделанной работе».

Согласно показаниям Хомяков, он и его подчиненные составили смету «о финансовых затратах по якобы проделанным работам» на 1 млрд рублей. Тогда как в реальности отдел профессора истратил всего 24 млн рублей.

В результате в декабре 2011 года ФСБ РФ возбудило дело о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных государством на проектировании ЦКАД.

Александр Шварев