Posted 16 августа 2013,, 12:28

Published 16 августа 2013,, 12:28

Modified 31 марта, 17:44

Updated 31 марта, 17:44

Как зарабатывают и тратят муниципалитеты

16 августа 2013, 12:28
Столичное правительство выделило органам местного самоуправления дополнительные средства в размере одного миллиарда рублей на развитие районов. Кто и на что будет тратить эти «финансовые бонусы»?

Столичное правительство выделило органам местного самоуправления дополнительные средства в размере 1 млрд рублей на развитие районов. Это те средства, которые поступили в городской бюджет за счет налоговых сборов от сдачи квартир в аренду, штрафов подрядчиков, платы за парковки и применения патентной системы налогообложения. По сути, деньги вернулись в районы, где и были собраны. Кто и на что будет тратить «финансовые бонусы», рассказал и.о. руководителя столичного департамента экономической политики и развития Максим Решетников.

В конце 2012 года было принято отдельное постановление правительства, согласно которому был создан новый механизм дополнительного стимулирования органов местного самоуправления. «Речь идет о том, чтобы создать механизм прямой финансовой заинтересованности депутатов на местах, общественности, активных москвичей наводить порядок на территории. В этой связи мы закрепили принцип — все средства, которые на территории будут собраны: подоходный налог от сдачи квартир в аренду, доход от платных парковок, доходы от штрафов подрядчиков за ненадлежащее исполнение контрактов, в первую очередь, по благоустройству, поступления в патентную систему налогообложения, вернутся в те районы, из которых они поступили», - пояснил Решетников.

Первый шаг в этом направлении был сделан в марте текущего года. Именно тогда столичные власти по итогам 2012 года распределили первые бонусы на общую сумму 1,1 млрд рублей.

«Теперь мы распределяем еще 1 млрд рублей по итогам первого полугодия текущего года. Эти средства муниципалитеты могут направить на благоустройство территорий общего пользования и капитальный ремонт многоквартирных домов», - заметил глава ведомства.

Из чего сложился этот миллиард? По словам чиновника, порядка 500 млн рублей — это поступления от штрафов, налагаемых на недобросовестных подрядчиков, чуть меньше 300 млн рублей — поступления НДФЛ с доходов от сдачи жилья в аренду, около 187 млн рублей — поступления по патентам и 30 млн рублей — поступления по парковкам.

При этом Решетников подчеркнул, что абсолютным лидером по штрафам с недобросовестных подрядчиков стал Южный административный округ. С небольшим отставание за ним следуют ЮВАО и ВАО. Хуже всего дела с собираемостью штрафов обстоят в СВАО, СЗАО и ЮЗАО. «Если сравнивать два района лидера: с одной стороны - по наибольшему количеству штрафов (Орехово-Борисово — более 15 млн рублей), с другой - по наименьшему (Свиблово — 105 тыс рублей), разница получится в 150 раз. При этом, если посмотреть статистику, окажется, что и в том, и в другом районе приблизительно одинаковое количество жалоб граждан на благоустройство территории, просто власти на местах по разному организовали свою работу», - заметил он.

Что касается поступлений от НДФЛ за сдачу жилья в аренду, то наибольший объем средств собрали в ЮВАО, ЮЗАО и ЮАО, наименьший - в СЗАО, ЗАО и Зеленограде.

При этом глава ведомства подчеркнул, что в этот раз столичные власти изменили принцип распределения средств. «Если по итогам 2012 года деньги выделялись в зависимости от числа фактов незаконной сдачи жилья в аренду, выявленных органами правопорядка, то начиная с первого полугодия 2013 года мы распределяем средства в зависимости от тех фактов, которые были проверены органами полиции и материалы по которым переданы в налоговые органы. Так, по итогам первого полугодия налоговые органы проводят проверку в отношении почти 2 тыс. случаев», - отметил Решетников.

При этом он обратил внимание, что в отношении пяти районов столицы за первое полугодие текущего года не принят в работу налоговыми инспекциями ни один факт незаконной аренды жилья. Значит, подобная информация к ним просто не поступала, следовательно, чиновники, муниципальные депутаты и жители были недостаточно бдительны.

Лидером в сборе налогов от патентов являются ЮЗАО, ЦАО и ЮАО, антилидерами - ВАО, САО и Зеленоград. «Если говорить о сумме поступивших средств, то по итогам первого полугодия выдано почти 10 тыс. патентов. Для сравнения, за весь прошлый год было выдано порядка 12 тыс. патентов. Если за весь прошлый год мы собрали чуть более 100 млн рублей, то за первое полугодие текущего года - 187 млн рублей», - подчеркнул чиновник.

Департамент экономической политики и развития Москвы зафиксировал существенное увеличение налоговых сборов. Так, доходы, полученные за первое полугодие текущего года сопоставимы с доходами за весь 2012 год и составляют 1,014 млрд рублей, отметил Рещетников. Программа «стимулирования» работает, и каждый район получает, что называется, по заслугам.

«Источник развития районов становится весомым. Если мы пойдем такими темпами, то к концу года эта сумма будет составлять уже около 4 млрд рублей. Это серьезное подспорье для того, чтобы делать районы более благоустроенными, заниматься капитальным ремонтом», - заметил в свою очередь врио мэра Москвы Сергей Собянин.

Глава департамента напомнил, что в марте 2013 года столица уже распределила между муниципалитетами около 1 млрд рублей. Уже начаты работы на сумму 822 млн рублей, из которых порядка 584 млн рублей пришлось на благоустройство и 238 млн рублей — на капитальный ремонт многоквартирных домов. Также на эти средства было установлено более 30 детских и спортивных площадок, более 400 скамеек, высажено 12,8 тыс. кв.м газонов, отремонтировано 82,5 тыс. кв.м асфальто-бетонного покрытия.

Решетников обратил внимание, что средства, которые не будут израсходованы в текущем году, переводятся на следующий финансовый год. При этом не менее 10% от общего объема средств стимулирования должно быть направлено на реализацию инициатив самих жителей.

При этом он подчеркнул, что средства, выделенные в рамках «стимулирования» - не единственный источник для развития районов. Так, порядка 6,6 млрд рублей было выделено напрямую муниципалитетам на осуществление их собственных полномочий по досугу и спортивной деятельности. «Это их стабильная база из года в год, которую в прошлом году мы на 20% нарастили. Кроме того, в этом году помимо этой базы мы дополнительно дали 5 млрд рублей в рамках социально-экономического развития. Если прибавить сюда те 2 млрд рублей, которые уже выделены в рамках «стимулирования», складывается вполне солидная сумма — 13,7 млрд рублей», - отметил глава ведомства.

На вопрос журналистов о том, учитываются ли при распределении «стимулов» нужды районов, Решетников заметил, что это одно из направлений расходования средств, которое ни в коем случае не приводит к уменьшению финансирования по другим направлениям. «Что касается капремонта домов, из года в год десятки миллиардов рублей выделяются на капитальный ремонт жилого фонда, причем, выделяются и на лифты, фасады. В тех районах, где состояние жилого фонда хуже, туда идет большая часть средств на выборочный капремонт многоквартирных домов — это одна из статей финансирования. Кроме того, за последние два года мы реализовали большую программу ремонта дворов, на которую деньги выделены тоже в полном объеме. Средства, выделенные в рамках «стимулирования» нужно рассматривать не как средства на решение всех без исключения вопросов района. Это скорее добавка на то, чтобы решить какие-то вопросы, которые мы в рамках этих больших программ не учли», - пояснил он.

Как рассказала «Росбалту» муниципальный депутат района Лефортово Александра Андреева, основное направление расходования бонусов в ее районе — капремонт. «У нас в Лефортово 269 жилых домов. Годы постройки варьируются от 1800-х до 1980-х. Новых домов в районе меньше десяти. При этом больше половины жилого фонда нуждается хотя бы в выборочном капитальном ремонте, а как минимум несколько десятков домов - в замене перекрытий. Это самое затратное направление. Конечно, нужно проводить и озеленение, но оно не требует существенных затрат», - отметила собеседница агентства.

При этом она подчеркнула, что в теории распределять эти средства должны муниципальные депутаты, но фактически «список благих дел» дает управа, а депутаты могут лишь соглашаться с ним или вносить свои коррективы, зачастую несущественные.

Но больше всего поразил Андрееву другой момент: если в районе подрядчики добросовестные, граждане не нарушают закон и не сдают квартиры тайно, то бюджет района пострадает. «Все должны быть заинтересованы в том, чтобы нарушений не было, а получается наоборот. Это порочная ситуация», - считает она.

В свою очередь Решетников подтвердил, что если подрядчики работают отлично, бюджет района, действительно, ничего дополнительно не получит. «Но надо понимать, что, по сути, район получает деньги за невыполненные где-то работы. Да, мы, конечно, обязуем подрядчиков за свой счет устранить все недостатки, но далеко не всегда они это делают. Возврат этих средств — просто восстановление справедливости», - подчеркнул он.

Чиновник также заметил, что отсутствие штрафов далеко не всегда объясняется хорошей работой подрядчиков. «Когда мы подняли статистику по жалобам москвичей, оказалось, что в одних районах много жалоб и много штрафов, а в других мало штрафов, а жалоб столько же», - заключил глава ведомства.

Анна Семенец