Posted 27 августа 2013,, 11:34

Published 27 августа 2013,, 11:34

Modified 31 марта, 17:35

Updated 31 марта, 17:35

В госпитализации отказать?

27 августа 2013, 11:34
Что такое нашумевший «новый порядок госпитализации» и правда ли, что врачам «скорой помощи» в Москве запретили забирать в больницы тех пациентов, кому это жизненно необходимо? В ситуации попробовал разобраться корреспондент «Росбалта».

Пока москвичи наслаждались последними днями лета, столичный департамент здравоохранения без особого шума и широкой огласки утвердил приказ о новом порядке госпитализации, в соответствии с которым бригады скорой помощи не должны доставлять в стационар пациентов с хроническими или иными заболеваниями, не представляющими угрозу жизни.

После публикаций в блогах, где приводились примеры якобы «жертв» этого приказа, вокруг документа разгорелось бурное обсуждение в соцсетях. Однако в департаменте здравоохранения утверждают, что новый приказ в одном конкретном широко обсуждаемом случае ни при чем — виной всему банальная врачебная ошибка.

Столичный департамент здравоохранения 7 августа утвердил приказ о новом порядке госпитализации больных бригадами скорой помощи. В целях оптимизации и правильного распределения потоков пациентов на лечение между стационарными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, документ предлагает госпитализировать пациентов только в тех случаях, когда заболевание угрожает их жизни и здоровью. В противном случае больных предлагается передавать на попечение врачам в поликлинике и неотложке.

В список заболеваний, при которых госпитализация не предусмотрена, попали хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма средней тяжести, ревматическая лихорадка с вовлечением сердца, гипертонический криз неосложненный, хроническая сердечная недостаточность, эпилепсия, ангина, скарлатина, ветрянка, корь, краснуха, системный клещевой боррелиоз, опоясывающий лишай, вирусный гепатит, рожа, инфекции кожи и подкожной клетчатки — при флегмоне и абсцессе без локализации на лице и шее и других.

Именно этот последний из перечисленных пунктов и сыграл свою роль в нашумевшей истории о молодом мужчине, который из-за отказа в госпитализации (якобы именно на основании нового порядка госпитализации) потерял палец ноги. Подробности можно почитать на страничке супруги пациента в ЖЖ tavologa.

Корреспондент «Росбалта» решила разобраться, что это за приказ, в связи с чем он принимался и так ли страшен для пациентов, как видится автору вышеуказанного поста.

Как рассказали агентству в департаменте здравоохранения, заболевания, перечисленные в приказе, не требуют экстренной госпитализации - такими больными должны заниматься неотложная помощь, которая работает круглосуточно, и поликлиники.

Столичное правительство немалые средства вложило в оснащение поликлиник современным оборудованием, и теперь они вполне в состоянии лечить опоясывающий лишай, бронхиальную астму средней степени тяжести, крапивницу, оспу, корь, краснуху и прочие заболевания, не угрожающие жизни пациентов, амбулаторно, решили в ведомстве.

«В любом случае скорая помощь приезжает и оказывает первую медицинскую помощь. Только после этого врач оценивает состояние больного и принимает решение о госпитализации, если того требует ситуация, либо отправляет информацию в неотложную медицинскую помощь. Неотложка уже занимается этим пациентом. Опоясывающий лишай — не вопрос жизни и смерти, и пациентов с этим заболеванием спокойно может отвезти в инфекционную больницу и неотложная медицинская помощь. Если это носовое кровотечение, не связанное с травмой, а вызванное, например, повышенным артериальным давлением, врач скорой помощи может сделать укол, который снижает давление, остановит кровотечение, но в стационар не повезет», - разъяснила «Росбалту» пресс-секретарь департамента здравоохранения Элина Николаева.

По ее словам, «если бригады скорой медицинской помощи будут развозить больных с опоясывающим лишаем по инфекционным больницам, мы не сможем оказать помощь пациентам с заболеваниями, угрожающими их жизни и требующими экстренного вмешательства. От нас требуют, чтобы мы спасали жизни людей, чтобы была наготове необходимая армия врачей и бригад скорой помощи, которые успевали бы оказать своевременную помощь пациентам с инфарктами, инсультами, тромбоэмболией».

В отношении ситуации, описанной юзером tavologa, собеседница агентства заявила следующее: «Это совпадение. Думаю, эта ситуация не имеет отношения к приказу. Здесь, думается мне, имеет место банальная, хоть и не часто, но встречающаяся, врачебная ошибка».

Отметив, что это один случай на двадцать миллионов, Николаева добавила, что министерство здравоохранения приняло решение провести расследование этой ситуации, которое и покажет, кто виноват в случившемся: бригада скорой помощи, неотложка, хирург в поликлинике или же пациент, который не выполнял все указания врачей.

Президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов согласился с позицией ведомства. «У нас, действительно, госпитализируется довольно много людей, которые реально не нуждаются в активном лечении. Правильное лечение должно было бы быть оказано амбулаторно. Люди с бронхиальной астмой не должны госпитализироваться вообще, хроническая обструктивная болезнь легких, за исключением тяжелых осложнений, не должна госпитализироваться».

Вместе с тем он подчеркнул: «Беда заключается в том - и это главное возражение, которое у меня здесь есть — составители этого приказа делают вид, что у нас есть возможность лечиться амбулаторно. В действительности, лечение амбулаторно подразумевает, что человек за свои деньги покупает лекарства, и, по крайней мере, часть из них — очень дорогие. Люди стремятся попасть в стационар не только потому, что не могут лечиться амбулаторно. Они просто не могут себе позволить этого по финансовым соображениям».

«У нас в стране нет общедоступной медицинской помощи, которая должна включать в себя лекарства для амбулаторного лечения. Это давно назревшая проблема, которую нужно решать», - отметил Власов.

При этом он обратил внимание, что значительная часть заболеваний из списка указана с учетом степени тяжести. «Бронхиальная астма в случае тяжелого приступа лечится стационарно, хроническая обструктивная болезнь легких, сердечная недостаточность — все эти болезни, если их не удается лечить амбулаторно, должны лечиться стационарно. Врачам скорой помощи этим приказом предлагается не госпитализировать всех подряд, а класть в стационары только с учетом степени тяжести заболевания», - пояснил эксперт.

Однако тут же заметил, что врач скорой помощи и так не станет госпитализировать больного с легким гипертоническим кризом, а с тяжелым - станет. И всегда так делал, и будет делать!

Такой же точки зрения придерживается и президент "Лиги защитников пациентов" Александр Саверский. По его словам, есть ФЗ-323, где четко сказано, что отказ от госпитализации пациента, в случае заболевания, представляющего угрозу его жизни и здоровью, влечет за собой уголовную ответственность.

«Врач скорой помощи, приехав на вызов, должен оценить состояние больного, и это прописано в законе. Если состояние пациента не угрожает его жизни, то в госпитализации он не нуждается», - отметил собеседник агентства, добавив, что флегмона, действительно, случай для лечения в поликлинике.

«Врачи скорой помощи в этой конкретной ситуации оценили состояние больного, оказали необходимую помощь и отправили в поликлинику. Если следующие врачи, которые осматривали больного, не нашли в его состоянии угрозы жизни, врачи скорой помощи здесь ни при чем», - заметил эксперт.

При этом он оговорился, что, конечно, нужно детально разбираться в ситуации, смотреть, что записано в карте больного. Если, как утверждает его супруга, хирург в поликлинике не делал никаких записей, то, по словам Саверского, скоро они обязательно появятся.

Оказал ли хирург необходимую помощь? Выполнял ли пациент все его указания? Сколько времени прошло с момента образования флегмоны, прежде чем больной вызвал скорую помощь? Почему не обратился в поликлинику?

Во всем этом, судя по всему, придется разбираться Минздраву. Однако, эксперты, опрошенные «Росбалтом» склонны думать, что новый приказ департамента здравоохранения о порядке госпитализации здесь, действительно, ни при чем.

Анна Семенец