Posted 4 сентября 2013,, 03:30

Published 4 сентября 2013,, 03:30

Modified 31 марта, 17:28

Updated 31 марта, 17:28

Зампреду ВЭБ не нашлось места в суде

4 сентября 2013, 03:30
Прокуратура Москвы отказалась утверждать обвинительное заключение по делу в отношении первого зампреда Внешэкономбанка Анатолия Балло. Руководству ГСУ ГУ МВД по Москве внесено представление об устранении нарушений.

Как сообщил "Росбалту" источник в правоохранительных органах, прокуратура Москвы отказалась передавать в суд уголовное дело в отношении Анатолия Балло из-за допущенных следствием нарушений законодательства. Более того, надзорное ведомство внесло представление в адрес ГСУ ГУ МВД РФ по Москве об устранении этих нарушений. Данную информацию «Росбалту» подтвердил и адвокат Балло Тагир Самакаев. По данным агентства, следствие намерено обжаловать такое отказное решение у руководства прокурорского ведомства, вплоть до генпрокурора Юрия Чайки. Однако очевидно, что сложилась тупиковая ситуация. Скорее всего, «дело Балло» уже никогда не будет рассмотрено судом.

Напомним, что в мае 2013 года президиум Мосгорсуда отменил прежнее решение Тверского суда, признавшего расследование в отношении Балло законным. При этом позицию адвокатов о нарушении УПК при выделении дела в отдельное производство поддержал и представитель прокуратуры. В результате Мосгорсуд отправил материалы на новое рассмотрение в Тверской суд столицы. Если бы и там посчитали, что дело на Балло завели незаконно, то расследование потеряло бы всякий смысл: его пришлось бы прекратить.

Однако слушания по данному вопросу неоднократно переносились. Тем временем истек ограниченный судом срок ознакомления Балло и его защитников с материалами дела, и их передали на утверждение в прокуратуру. На этом основании 2 августа Тверской суд прекратил производство по жалобе адвокатов заместителя председателя правления ВЭБ: если дело уже ушло в суд, то нет оснований изучать законности его возбуждения. Это могут сделать служители Фемиды при рассмотрении материалов по существу.

Тагир Самакаев считает, что такое решение Тверского суда было вынесено с нарушениями. По мнению адвоката, там должны были дождаться, когда прокуратура определится со своей позицией по «делу» Балло, а уже потом прекращать производство по жалобе или продолжать ее рассмотрение. Защитник уже обжаловал решение Тверского суда в Мосгорсуде.

Еще в августе 2011 года ГСУ ГУ МВД РФ по Москве возбудило уголовное дело в отношении "неустановленных лиц", которые совершили мошенничество в особо крупном размере со средствами Внешэкономбанка, выделенными в качестве кредитов инвестфонду "Евразийский" (20% принадлежат ВЭБ). В декабре 2011 года следователь Павел Крылов прислал председателю ВЭБ Владимиру Дмитриеву запрос, где сообщил, что у него возникли подозрения, что речь может идти о неоднократных случаях хищения средств, выделенных банком "Евразийскому" в качестве кредитов. В ответе, адресованном начальнику ГСУ ГУ МВД РФ по Москве Ивану Глухову, Дмитриев указал, что дело касается исключительно конфликта учредителей "Евразийского" и не должно "нанести ущерб государственным интересам в лице "Внешэкономбанка".

Первого марта 2011 года Главное следственное управление ГУ МВД по Москве выделило из общего расследования в отдельное производство материалы, связанные с компаний "Югводоканал" и возбудило отдельное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

События, которые привлекли внимание следователей, касаются весны-осени 2008 года. Тогда в "Евразийском" происходила очередная реорганизация, на время которой Лагутин был назначен гендиректором инвестфонда. По версии следствия, в апреле 2008 года "Евразийский" попросил ВЭБ выделить кредит в размере $75 млн на покупку "Югводоконала", обеспечивающего водой 80% Большого Сочи. Одновременно "Евразийский" через подконтрольную Светлицкому офшорную фирму "Лоана инвестментс Лимитед" (Кипр) приобрел "Югводоканал" у другой офшорной структуры всего за $61 млн. Вскоре Анатолий Балло (как представитель ВЭБ) одобрил выделение "Евразийскому" $75 млн на сделку по "Югводоналу", и так уже находившемуся под контролем инвестфонда.

По версии следствия, чтобы прикрыть аферу, "Евразийский" формально расторг договор купли-продажи с фирмой "Лоана", она вернула инвестфонду $61 млн (на самом деле, как считает следствие, "Югводоканал" остался под контролем "Евразийского"). Взамен был заключен новый договор купли-продажи с офшорной фирмой "Амодо Акциен Гинзельшафт" (Лихтенштейн), которой и поступили $ 75 млн, выделенные ВЭБ. Как считают в ГСУ, реальная цена сделки составила $61 млн, а остальные $14 млн были похищены.

Второго марта 2011 года в Москве были задержаны основные фигуранты расследования – совладелец "Евразийского" Станислав Светлицкий, бывший гендиректор инвестфонда Александр Лагутин и Анатолий Балло. Позже всем им избрали меры пресечения, не связанные с лишением свободы.

Двадцать восьмого марта 2012 года материалы пошли на "повышение" и были переданы для дальнейшего расследования в Следственный департамент МВД РФ. После этого разразился крупный скандал. Третьего июля начальник управления СД МВД РФ Павел Лапшов подписал документ, которым отменил постановления о привлечении Балло, Лагутина и Светлицкого в качестве обвиняемых. В деле они остались фигурировать только в качестве подозреваемых.

Однако 17 июля следователь СД Дмитрий Полищук предъявил фигурантам дела новый документ за подписью уже замначальника СД при МВД РФ Сергея Бородулина, которым постановление Лапшова было отменено. Таким образом, Балло, Лагутин и Светлицкий вновь стали обвиняемыми.

В сентябре 2012 года СД МВД РФ вернул дело для окончания расследования в ГСУ ГУ МВД по Москве. В соответствующем постановлении первого замначальника Следственного департамента Юрия Шинина было сказано, что столичным полицейским материалы отправляются, в связи с тем, что инкриминируемое обвиняемым деяние "совершенно на территории Москвы", "по прошествии длительного времени отсутствует общественный резонанс", а "расследование не представляет особой сложности". Из всего этого Шинин делает вывод: "дело Балло" не соответствует критериям, по которым им должен заниматься СД МВД РФ.

В феврале 2013 года ГСУ приняло решение прекратить уголовное преследование Лагутина и Светлицкого. С них сняли обвинения по статье 159 УК РФ (мошенничество). Одновременно были изменены обвинения и Александру Балло. Вместо ранее инкриминировавшейся ему статьи 159 УК предъявлены обвинения по статье 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).

По словам источника «Росбалта» в правоохранительных органах, оба следователя, которые в разное время вели «дело Балло», сейчас увольняются из ГСУ ГУ МВД по Москве. Что касается общего дела о мошенничестве со средствами ВЭБ, из которого и выделили материалы в отношении Балло, то, по словам собеседника агентства, его расследование приостановлено «в связи с невозможностью установить лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности».

Александр Шварев