Posted 10 сентября 2013,, 13:30

Published 10 сентября 2013,, 13:30

Modified 31 марта, 17:22

Updated 31 марта, 17:22

Эксперт: Сохранение РАН в нынешнем виде опасно для науки в будущем

10 сентября 2013, 13:30

МОСКВА, 10 сентября. Проблемы в Российской академии наук (РАН) остаются в центре внимания центральной прессы. Аренда ледоколов, криминал, мигранты в академических общежитиях и квартиры академиков за 200 млн рублей. Как все это может быть при якобы «нищей науке»? Об этом рассуждает в своей авторской колонке Михаил Делягин в «Комсомольской правде».

Директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин напоминает, что начало реформы РАН было довольно негативно встречено самими учеными. В один голос представители Академии заявили, что подобное преобразование погубит российскую науку, которая и сейчас переживает не самые легкие времена. Однако протесты утихли, как только стало известно, что управление имуществом, возможно, останется под контролем РАН. Недавно снятый каналом РЕН ТВ фильм под названием «Диагностика РАН» еще больше поставил под сомнение тот факт, что современных ученых беспокоит состояние науки своей страны, а не толщина их кошелька, отмечает эксперт.

«Фильм производит тяжелое, а местами и шоковое впечатление. Его очень хотелось бы объявить классическим образцом современной журналистики, основанной исключительно на жареных фактах. Но, к сожалению, слишком многое из описанного в фильме просто повторяет то, о чем в частных беседах уже долгие годы говорят ученые как в России, так и за ее пределами. А многое - вроде цен в гламурном ресторане, расположенном под крышей президиума РАН, академических домов экстра-класса и характера заполнения общежитий для аспирантов и молодых ученых - почти каждый может проверить и сам», - пишет Делягин.

Сегодняшняя Академия является своеобразным «двуликим Янусом» современной науки. С одной стороны - знаменитые «золотые мозги» - главный «штаб» РАН; с другой – шикарный дом, где живут некоторые члены академии. При этом стоимость одного квадратного метра там составляет 14 тысяч долларов, отмечается в публикации «Независимой газеты».

При этом «НГ» дает понять, откуда у ученых могут быть такие средства: «Один из видов дохода - зарубежные показы и продажа экспонатов доисторических животных. Гастролями скелетов занимается Международное академическое агентство «Наука» (МААН), учредителем которого значится гражданин США Алекс Шусторович… Бывшие сотрудники Палеонтологического музея рассказывают, что за границу, словно обычные булыжники, вывозились ценнейшие коллекции окаменелостей – и без возврата. Документы оформляли так, словно никакой кражи вроде бы и не было. В результате в музее пропало немало редкостных экспонатов. Эксперты уверены: украсть и продать такие предметы могли только свои».

Делягин, в свою очередь, отмечает: сложившуюся кризисную ситуацию надо решать. Но «либеральные реформаторы и деятели, производящие впечатления обычных рейдеров, уже более десятилетия рвущиеся порулить все еще огромным имуществом Академии, конечно, не являются выходом из сложившейся ситуации».

С ним согласны и эксперты «Независимой газеты»: «Факты, которые проходили в СМИ, конечно, вопиющие. Понятно, что в Российской академии наук не все в порядке. После развала в 1990-е годы всей науки фактически переход на рыночные рельсы подстегнул всяких нечистых на руку дельцов, а тем более любая собственность, любые финансы притягивают таких людей. С этим нужно бороться, но я бы подходил к науке очень тонко. Наука – это не фирма и не банк, где можно по каким-то формулам навести порядок, а тем более с внешним управлением», - считает член Общественной палаты РФ, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров.

Делягин вспоминает историю, когда несколько лет назад общественность насторожилась из-за ряда убийств видных российских ученых. Все преступления имели характерную деталь: убийцы не брали денег, а значит, и преступления были совершены не ради наживы. «Тогда эти события были восприняты как происки иностранных спецслужб. Но, по крайней мере, был один эпизод - убийство заместителя директора ФИАНа, которое может быть связано с его противостоянием коммерческим проектам верхушки РАН. А директор ФИАНа, солидарный со своим покойным заместителем, был просто изгнан со своей должности в нарушение демократических процедур Академии», - пишет Михаил Делягин.

«НГ» отмечает парадоксальный факт. Несколько лет назад в Новосибирске при местном институте цитологии и генетики были забиты лисы и норки, которые находились там для опытов. Случилось это из-за того, что финансирование института практически иссякло, и сотрудникам пришлось просто-напросто забить «лишних» зверей, чтобы те не умерли с голоду, так как в дикой природе они выжить уже не смогут. Но при этом нашлись деньги на строительство элитного жилья для некоторых сотрудников Новосибирского отделения РАН.

Над вопросом «Что делать?» рассуждает в своей колонке Михаил Делягин: «Тщательное расследование деятельности Академии и переориентация ее на развитие науки, а не на переработку «советского наследства» в личные и клановые богатства присосавшихся к науке бюрократических паразитов, представляется сегодня категорической необходимостью. Ни в коей мере не разделяя рвение реформаторов, не могу не отметить: сохранение РАН в ее сегодняшнем виде на протяжении еще нескольких лет приведет к тому, что она просто перестанет оказывать какое-либо влияние на развитие российской науки. И есть Академия или нет ее – для науки как таковой станет совершенно безразлично».