Posted 25 сентября 2013,, 11:42

Published 25 сентября 2013,, 11:42

Modified 31 марта, 17:09

Updated 31 марта, 17:09

Борьбе с пиратством задний ход не светит

25 сентября 2013, 11:42
Общественная петиция за отмену и переработку «антипиратского» закона собрала 100 тысяч подписей россиян, однако в профильных министерствах считают: процесс обратного хода не имеет.

Общественная петиция за отмену и переработку «антипиратского» закона собрала 100 тысяч подписей россиян и получила отклик от депутатов Госдумы, которые признали, что документ нуждается в пересмотре. Однако в профильных министерствах остались непреклонны: процесс легализации медиаконтента в интернете обратного хода не имеет. В Госдуму уже внесены поправки, регламентирующие распространение в Сети музыки и книг.

Петиция об отмене закона «О произвольных блокировках интернет-ресурсов» собрала необходимые 100 тысяч подписей граждан за считанные недели (теперь ее проанализирует рабочая группа при правительственной комиссии по координации деятельности «открытого правительства», а затем рассмотрят в министерствах).

Представители интернет-индустрии сетовали на то, что документ был разработан без их ведома, и опасались закрытия «добропорядочных» порталов и ресурсов.

Министр культуры Владимир Мединский положительно оценил работу механизма по приему общественных инициатив, но подчеркнул: создатели интеллектуального контента имеют полное право извлекать выгоду из его продажи, а «интернет-пираты» это право нарушают.

«Если мы понимаем, что в стране есть частная собственность, то интеллектуальная собственность является таким же частным продуктом, в который вкладывается кровь, пот, слезы и жизнь автора. Это кровь, пот, слезы писателя, режиссера, поэта, творца, музыканта. Какое мы имеем право это отбирать просто так? Мы должны абсолютно четко понимать, что, если мы отрицаем частную собственность интеллектуального продукта, то лишаем автора возможности жить, зарабатывать этим, питаться», - заявил министр на обсуждении петиции об отмене «антипиратского закона».

Мединский отметил, что систему, «которая заложена в законе, необходимо отрабатывать» и непременно распространить на музыку и литературу. «Если мы хотим, чтобы в стране были писатели и музыканты, зарабатывающие не только на живых концертах, если мы хотим, чтобы в нашей стране было кино, мы должны это законодательство поддерживать и усиливать», - резюмировал он.

Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин оказался полностью солидарен с позицией Минкульта и подчеркнул, что если все «отменить и начать ситуацию с чистого листа, — это повергнет ситуацию в хаос, поэтому нужно с учетом того, что есть, уже дорабатывать».

По словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, основные проблемы, с которыми теперь сталкиваются правообладатели при подаче заявления о нарушении авторских прав в Мосгорсуд, связаны прежде всего с техническими вопросами — нехваткой представленных документов и отчасти непонимание механизма работы закона. Из 58 заявлений с первого дня действия закона по этой причине было отклонено лишь 16, и по всем 42 оставшимся заявлениям были приняты предварительные обеспечительные меры. В настоящее время, - заметил чиновник, - намечается внятная тенденция в лучшем понимании формальных деталей.

«Очевидно, что руководители интернет-площадок, для которых распространение фильмов является бизнесом, которые настроены легализоваться, находятся в диалоге с нами», - сказал Жаров и добавил, что у Роскомнадзора «есть все основания полагать, что в ближайшем будущем все самые крупные площадки, которые еще распространяют нелегальный контент, перейдут в легальную зону». Данные ведомства гласят: в 34 случаях из 42 контент был удален с веб-страниц добровольно, в остальных же случаях пришлось прибегнуть к блокировке сайтов по IP-адресу. Первое судебное разбирательство по нарушению авторских прав стартовало 18 сентября — на следующий день, после того, как в Госдуму были внесены поправки в «антипиратский» закон с расширением его полномочий на музыкальные композиции и литературу.

«Мы настроены на то, чтобы вопросы взаимодействия владельца ресурса и правообладателя происходило в досудебном порядке», - резюмировал Александр Жаров.

Самый важный аспект «антипиратского» закона, который необходимо было решить еще до его принятия — сохранность «белого» интернет-бизнеса, — утверждает глава Ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко. По его мнению, 2012 год «можно назвать переломным, годом беспрецедентного внимания государства к интернет-отрасли», а апофеозом этого процесса стало принятие закона о защите интеллектуальной собственности в Интернете. Плутогаренко подчеркнул: «Примерно 49% инициатив были охарактеризованы экспертами как негативные и угрожающие стабильному экономическому развитию отрасли»

«Наша задача в том, чтобы цифровой контент, который, на наш взгляд, является мощным драйвером развития интернет-экономики, продавался в Интернете. Это задача, где мы полностью солидарны с позицией правообладателей. Но сам инструмент достижения этой задачи, то, каким образом нужно принуждать или стимулировать правообладателей или компании к продаже этого контента, расходятся в понимании интернет-отрасли. Петиция — тому яркое подтверждение», - заключил он.

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике Леонида Левина, «антипиратский» закон - «первый шаг в борьбе с правовым нигилизмом в нашей стране».

«Если мы будем отменять этот закон, мы будет признавать отрицание права, как нормы», - заявил парламентарий.

Основатель и генеральный продюсер Comedy Club Production Артур Джанибекян полагает, что «антипиратский» закон повысит конкурентоспособность российского кинематографа, и предложил не вносить в него радикальных изменений.

«Мы живем в мире 95-процентного пиратства видеоконтента, что означает определенные условия, в которых мы существуем, и законы, которые применяются, должны быть адекватны этим условиям, - делится своим мнением гендиректор студии «Дирекция кино» Анатолий Максимов. - Мы очень волнуемся оттого, что гипотетически может пострадать чей-то легальные бизнес: хотелось бы увидеть, как и на чем он пострадает. Речь сейчас идет только об одном: если мы сейчас не сможем принять этот закон, мы точно потеряем кино. Сейчас единственная форма потребления российского кино — торренты и нелегальные ресурсы в интернете. Американское кино, которое доминирует в нашем прокате, имеет «подушку» в виде огромных бюджетов. Наше кино не может аккумулировать большие бюджеты, и когда зритель выбирает, какой фильм он посмотрит в кинотеатре, а какой — в Интернете, то выбор, конечно, будет в пользу американского фильма».

Парадоксально, но один из авторов скандального закона, «единоросс» Роберт Шлегель, выступил в поддержку петиции на РОИ и при этом отметил, что считал также, когда это «еще не было модным». «Проблема противостояния интренет-индустрии и правообладателей появилась не вчера. Мы много раз обсуждали, как будет решаться эта проблема, но в итоге была создана рабочая группа, которая занималась в министерстве культуры как раз согласованием позиций в разногласиях между министерством и обществом. Как-то неожиданно появился этот вариант закона. К сожалению, ни одна из тех поправок, которые мы предлагали при обсуждении этого закона, не была принята. И когда мы говорим об этой петиции, мы видим, что она не только про отмену. Здесь есть большой текст, который отражает позицию тех, людей, которые ее писали, а я думаю, что к ним нужно прислушиваться», - сказал депутат.

Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский предложил правительству сократить срок действия авторских прав в два-три раза. Он аргументировал свою позицию тем, что ряд правообладателей согласны снизить «срок охраны» культурных произведений на 30-50 лет. Засурского неожиданно поддержал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. «Для большого количества пользователей плата за использование определенных интеллектуальных продуктов может оказаться обременительной и непосильной», - подчеркнул он и добавил, что государство вполне способно выкупать права на некоторые кинофильмы и предоставлять их интернет-пользователям безвозмездно.

Позже руководства ВГТРК и «Вконтакте» договорились о легализации в социальной сети видеоконтента, права на который принадлежат телеканалам «Культура», «Россия», «Россия-2» и «Россия-24».

Михаил Абызов заверил, что детальное рассмотрение и обсуждение каждой претензии, содержащейся в петиции, будет продолжено, а после его окончания документ отправится в профильные ведомства. Между тем, законопроект об отмене «антипиратского» закона уже находится в Госдуме — в конце августа его внесла на рассмотрение фракция КПРФ.

Дениса Гольдман