Posted 13 октября 2013,, 19:15

Published 13 октября 2013,, 19:15

Modified 31 марта, 16:52

Updated 31 марта, 16:52

Она не утонет

13 октября 2013, 19:15
Мордобой, поджоги и столкновения с полицией в Бирюлеве на юге Москвы вновь путают карты политическому руководству страны. Власти придется выбирать, с кем она.

Мордобой, поджоги и столкновения с полицией в Бирюлеве на юге Москвы вновь путают карты политическому руководству страны. Казалось бы, единый день голосования прошел, все нужные слова о нетерпимости власти к мигрантам, особенно с Кавказа и из республик Средней Азии, - сказаны и учтены населением в процессе голосования, - и теперь уже можно несколько отыграть назад, в область удовлетворения имперских амбиций. И продлить срок пребывания на территории России таджиков, заявить с высокой трибуны, что введение виз в отношении жителей СНГ не нужно и не случится, что России необходимы мигранты-иностранцы. И на тебе – Бирюлево.

Сейчас еще невозможно уверенно сказать, кто убил москвича на глазах его девушки и взорвал сонную жизнь спального района Москвы – иностранец или гражданин РФ, но сути дела это не меняет – он был не русский и, не задумываясь, совершил зверское преступление, при этом сам спровоцировал ссору с коренным жителем, можно сказать, на ровном месте. На образ мирного мигранта, приехавшего с далеких гор в сытую Москву, чтобы за копейки горбатиться на грязном производстве или с лопатой, метлой и ведром в руках, срывая спину на погрузке, и все ради голодающей семьи на родине, - как-то не похоже. Хорошие люди с ножами в кармане не гуляют. А ведь именно положительный образ мигранта рисует власть, когда доказывает населению, что визовый режим со странами СНГ не нужен.

Итак, беспорядки в одном из районов Москвы, по меркам даже этого огромного города – очень массовые (больше двухсот арестованных, а за ночь, видимо, полиция «дособирает»), - снова демонстрируют, что политическая концепция России как мини-СССР несостоятельна, как минимум, в глазах части населения страны. И националистические идеи, укоренившиеся в русском обществе, которыми пугают штатные госпропагандисты, в чистом виде таковыми не являются. Потому что национализм – это идеология превосходства одной нации над другой. В России же националистические акции, - не митинги, а народные волнения, столкновения, - основаны на другом постулате – «кто к нам с мечом придет…». Так в советской школе учили, так и живем. Кондопога, Солнечногорский район Подмосковья, Москва (убийство футбольного болельщика), Пугачев, снова Москва – Бирюлево. Везде одно и то же – чужаки, нерусские, исходят из своих норм поведения и менталитета, мало чего и кого опасаясь. Убивают, насилуют, грабят. Палят из огнестрельного оружия, прикрываясь национальными традициями. Пользуются коррупцией в силовых структурах и госадминистрациях, чтобы замять последствия своей вольницы. В России сегодня это сделать несложно, были бы деньги.

Как в этой ситуации поступать власти, сложный вопрос.

С одной стороны, московская администрация не скрывает, что проблема избыточного нахождения чужаков в городе ей мешает находить общий язык с населением и контролировать жизнь в столице. И это говорилось представителями мэрии и силовых структур накануне выборов мэра Москвы в сентябре. Были всякие образцово-показательные задержания сотен нелегалов в районе строек, создание фильтрационного пункта, радостные комментарии в СМИ, что, вот, мол, наконец, взялись. Правда, задерживали почему-то нередко безобидных вьетнамцев, которые с ножиками в спальных районах не гуляют и к русским девушкам не пристают. А мигранты при этом весело укатывали московский асфальт своими «шахами» с заниженным клиренсом и без госномеров, не соблюдая правил дорожного движения и поведения в приличном обществе. Что тут скажешь – дети гор и степей, гимназиев не заканчивали.

С другой стороны, Кремлю нужно проводить в СНГ ту политику, которая не оттолкнет от России местных царьков. А те крайне заинтересованы в выводе из своей страны на заработки в Россию «молодняка». Потому что здесь он и деньги для родины зарабатывает, и не несет угрозы устоям этих государств, подчас чрезвычайно коррупционным. А значит, Россия связана в миграционном вопросе путами собственной внешней политики по рукам и ногам. Вот и приходится выдавать мирных вьетнамцев за плохих мигрантов и лишний раз не трогать хороших кавказцев и среднеазиатов, хотя по статистике именно они совершают в этой среде большинство преступлений. Именно поэтому, очевидно, по окончании выборов в Москве показательные зачистки «авгиевых конюшен» быстренько закончились, и наступило интернациональное счастье. До беспорядков в Бирюлево.

Соответственно, как поступать федеральной власти в такой ситуации? Немедленно дезавуировать сказанные накануне слова о том, что мигранты родине нужны и полезны, потому что де россияне ленивы и жадны, и оттого не хотят работать в торговых сетях (куда расширена квота для иностранных рабочих), - нельзя, руководство не может ошибаться в таких вопросах. Значит, нужно будет доказать, что москвичи все неправильно поняли и погорячились. Может быть, кто-нибудь из высокого руководства поедет с ними на кладбище в одном автобусе, выслушает их и справедливо рассудит. И как бы успокоит, стабилизирует обстановку, а центральные телеканалы, понятно, очень подробно эту задушевную беседу осветят. Все верно, в государстве должен быть внутренний мир. Но второй раз, скорее всего, это не сработает, потому что подобное уже было, а убивать русских у себя дома не перестали. Значит, власть не выполнила обещания навести порядок.

Третий путь, традиционный во внутренней политике после президентских выборов и самый простой для исполнителей, - «закрутить гайки». Завести «дело Бирюлево», кинуть в СИЗО две-три сотни задержанных за беспорядки, влепить двум десяткам «организаторов» в итоге по 5-7 лет за сопротивление полиции, разжигание и все такое. Но, в отличие от схематически аналогичного дела Болотной площади, последствия такого решения в масштабах страны могут вызвать значительно больший негативный резонанс. Ведь те же антикавказские настроения в российском обществе сегодня значительно более серьезные, чем антикремлевские. «Болотная» оппозиция в своем большинстве состоит из представителей интеллигенции и столичных служилых людей, которые в целом тихи и покорны в силу высокого образования и достаточно обеспеченной жизни. На протест и выход на площадь их толкнули «высокие материи» и умозрительные конструкции. Антимигрантскими настроениями движут совсем другие механизмы, более близкие к инстинктам. В частности, к инстинкту самосохранения.

Есть и еще одно обстоятельство, из-за которого, как представляется, большого политического «дела Бирюлево» не будет. Власть не может постоянно наступать на одни и те же грабли. Она создала «болотное дело», по сути, выдуманное и чрезвычайно раздутое, устранила тем самым внутренних конкурентов на внесистемном оппозиционном поле для Алексея Навального, сплотила всю протестную аудиторию Москвы вокруг его фигуры, и вчерашний просто популярный блогер едва не вышел во второй тур выборов мэра Москвы, став легальным, прошедшим через горнило выборов единственным (!) лидером непарламентской оппозиции. Новое большое дело, несомненно, тоже может иметь очень неожиданный политический финал. Как минимум, оно подтвердит бытующее в среде простых людей мнение, что власть всегда за кавказцев в их конфликте с русскими, и за этим стоят большие деньги.

Значит, российской власти в этой очередной социальной беде нужно искать нетипичный путь, чтобы успокоить, как минимум, москвичей. Или, как обычно, попытаться не делать ничего, утопив проблему в демагогии. Только она снова не утонет.

Николай Ульянов