Posted 13 октября 2013,, 22:50

Published 13 октября 2013,, 22:50

Modified 31 марта, 16:52

Updated 31 марта, 16:52

Второй Егор. Второй бунт (фото)

13 октября 2013, 22:50
Егор Щербаков был зарезан во дворе своего дома в районе Западное Бирюлево в ночь на 11 октября человеком кавказской внешности. Двадцатипятилетний москвич вступился за свою девушку. А в воскресенье полыхнуло.

Егор Щербаков был зарезан во дворе своего дома в районе Западное Бирюлево в ночь на 11 октября человеком кавказской внешности. Двадцатипятилетний москвич вступился за свою девушку. В субботу к местному ОВД потребовать справедливого расследования пришло несколько десятков человек. А в воскресенье полыхнуло. «Народный сход», целью которого было договориться о помощи семье погибшего и потребовать навести порядок в районе, перерос в массовые беспорядки. Задержано около 400 человек.

Во дворе дома номер 7 по Востряковскому проезду, где и произошла трагедия, - большое скопление людей. Женщины с грудными детьми, пенсионеры. Однако достаточно пробраться чуть ближе к центру, и становится понятно – протест местных жителей заинтересовал не только чиновников и журналистов. Рядом с главой управы района Западное Бирюлево Виктором Легавиным – лидер националистического движения «Русские» Александр Белов. Чуть поодаль – совсем еще молодые люди, старшеклассники и студенты первых курсов, старательно прикрывающие лица руками, кое-где мелькают фанатские «розы» и медицинские маски.

Одна женщина оставила своего маленького ребенка с отцом и пробралась в центр толпы: «Нам гулять с детьми по вечерам страшно!» - возмущается она. - «Когда людей у нас убивать перестанут?». Поняв, что в общей суматохе ее едва слышно, дама вернулась к домочадцам и стала наблюдать за происходящим.

"Давайте выберем инициативную группу, которая будет сотрудничать с властью и высказывать ей все претензии!», - предложил Александр Белов. Собравшимся идея понравилась. Но конструктивного диалога так и не вышло. «Русские вперед!» - вскидывали руки вверх молодые люди. Тем не менее, большая часть местных жителей сохранила спокойствие и на провокацию не поддалась. Буйствовало только трое нетрезвых мужчин лет 40. Чуть погодя, правые радикалы изменили тактику и завели кричалку «Выселяй!» - точно такую же использовалась во время пугачевского «бунта». И в итоге добились своей цели: толпа завелась, подхватила лозунг, и разговор с разгневанными москвичами глава управы решил продолжить метрах в 100 от «эпицентра» народного негодования.

«Только что прошла встреча заместителя начальника управления МВД с инициативной группой, намечен ряд мероприятий! Эти мероприятия уже прописаны! Например, совместно с ФМС и МВД 150 молодых людей взялись помогать в проверке квартир. На сегодняшний день уже 1650 квартир выявлено. Будем передавать эти сведения в налоговую инспекцию и ФМС. Также выявлено уже 150 нелегальных мигрантов!» - надрывался Виктор Легавин, однако слушать чиновника уже никто не хотел.

Через несколько мгновений часть толпы двинулась к центру района. Царила полная неразбериха. «Идем к управе!» - звали одни, «Бежим к ОВД!» - кричали другие, третьи, все те же подростки, и вовсе предлагали устроить охоту на мигрантов.

Авангард протестующих составили молодые люди, средний возраст которых едва превышал 18 лет. Толпа примерно из 500 человек уверенно пересекла несколько кварталов и двинулась по направлению к торговому центру «Бирюза». В какой-то момент на глаза националистам попался парень со смуглой кожей, который, едва завидев людей в масках, бросился к своей машине. Он запрыгнул в серую «девятку» и резко дал по газам – националисты успели лишь постучать ладонями по багажнику.

Следующей целью стал торговый центр. Троих мужчин азиатской внешности, стоявших на крыльце, спасла только их реакция: они пулей залетели внутрь и захлопнули двери.

Однако толпу не остановила и эта преграда. Скандируя лозунги про «Россию для русских», они принялись громить витрины магазина: в стеклянную дверь полетели камни, пивные бутылки и банки, даже детский велосипед. Дверь была снесена в считанные секунды. Кто-то кинул шашку, помещение заволокло густым белым дымом. Охранники торгового центра начали эвакуировать испуганных посетителей. Среди них была 70-летняя старушка. Она еле выбралась на улицу через черный ход.

Спустя несколько минут бойцы ОМОН перекрыли вход в торговый центр и приступили к «выдавливанию» толпы с парковки. Самых рьяных и пьяных оперативно задерживали, завязалась потасовка. В блюстителей правопорядка полетели бутылки, камни, палки, банки и даже мусорные баки. Вдруг в руках у протестующей девушки мелькнуло лезвие перочинного ножа. Замах – лезвие бьется о стенку автозака. Промах. К счастью, вторую попытку осуществить ей не дали. «Ты что творишь, дурная!?» - проорал двадцатилетний парень, мгновенно выхватил нож, сложил и сунул в карман. Дорогу автозаку с криками «Выпускай» преградили человек 70.

По лицу у одного из офицеров полиции течет кровь: осколок разбившейся о «ЗИЛ» бутылки поцарапал ему лоб. Несмотря на все нападки, омоновцы ведут себя весьма сдержано. Удары дубинками – выборочны, по самым буйным и неугомонным. Позади грохот: кто-то приволок на проезжую часть мусорный контейнер и железный столб с автодорожным знаком. В полицию снова летят бутылки. Молодые люди в масках пытаются заставить водителей автобусов встать поперек дороги, чтобы перегородить проезд автозакам.

«Раз! Раз! Раз! Раз!» - чеканит шаг намертво сцепившаяся руками шеренга омоновцев. Успев напоследок перевернуть припаркованную на обочине «Газель», националисты бросились врассыпную.

«Здесь политика не при чем. Вы чего-то не понимаете. Все перед законом равны. Я вам хочу сказать, что в течение получаса всех задержанных перепишем и отпустим», - пытался образумить собравшихся полковник полиции.

«Мы требуем, чтобы раз и навсегда закрыли овощную базу, на которой работают выходцы из Средней Азии и Кавказа, и закрыли публичные дома, про которые хорошо знают в полиции, все ОВД «Бирюлево Западное» знает!» - заявляет представитель инициативной группы жителей района Западное Бирюлево Марина. - Нужно просто прекратить это безобразие! Если уберут отсюда овощную базу, то не будет этого беспредела, не будут убивать наших детей. Нам просто страшно выходить на улицу!

«Мы не можем просто так закрыть базу! – отбивается полковник. – Как мы ее закроем? Это экологически чистое предприятие, работают они без нарушений. Ну как мы ее закроем-то?»

Эти слова собравшиеся восприняли как будто сигнал к действию. Около тысячи человек двинулись в сторону предприятия, дорогу им ничто не преграждало. Добравшись до цели, толпа разделилась на две части: первая, самая активная и агрессивная, проломила ворота и ворвалась внутрь базы, вторая осталась на улице Подольских курсантов с тем, чтобы поставить ультиматум «представителям власти» о закрытии торгового комплекса.

В то время, как одни занимались мародерством, громя холодильники с различными напитками, а другие – покорно ждали чиновников, на место действия прибыло солидное полицейское подкрепление. В небе появился вертолет.

«Мы вас понимаем прекрасно, но у нас приказ. Пожалуйста, расходитесь по домам, все же можно решить другими способами», - жалостливо произнес молодой омоновец в разговоре с супружеской парой. «Ну, мы уйдем, допустим, но тогда все же останется так, как есть. Наших ребят убивают... А мы что, в стороне опять будем стоять и смотреть?», - резко ответила ему жительница района, в котором, как говорят местные жители, межнациональный конфликт зрел не один год.

Однако вскоре бирюлевцы все же вняли призывам полицейских и все же разошлись, а приехавшая им на помощь разгоряченная молодежь отправились в сторону станции «Москва-Товарная».

Покореженные, обгоревшие легковушки перевернуты, всюду видна красная арбузная мякоть, витрины – разбиты, туда-сюда снуют испуганные узбеки. Площадь перед станцией, словно военный полигон. «Ну, зачем это устраивать, а? Мы же ничего плохого им не сделали, никому не сделали, а они так… Мы же тут просто торговали, никому не мешали», - рассказывает азербайджанец, в момент погрома он как раз закрывал свою торговую точку. Свое имя он боится раскрывать журналистам. «Примчались пацаны, перевернули машины, кидали камни, только убежать успел. Зачем так делать? Звери что ли?».

Денис Гольдман