Posted 24 октября 2013,, 13:56

Published 24 октября 2013,, 13:56

Modified 31 марта, 16:40

Updated 31 марта, 16:40

На смену проднаборам придут сертификаты

24 октября 2013, 13:56
Вместо натуральной продуктовой помощи москвичи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, смогут воспользоваться специальным приложением к социальной карте.

Вместо натуральной продуктовой помощи москвичи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, смогут воспользоваться электронным социальным сертификатом. Это специальное приложение к социальной карте москвича позволяет приобретать продукты в магазинах-партнерах на свой выбор, расплачиваясь на кассе «баллами», перечисленными на карту. Кто может воспользоваться такой возможностью, куда следует обращаться и каковы перспективы развития подобной системы, журналистам рассказали представители департамента соцзащиты и департамента информационных технологий.

В качестве альтернативы предоставления продуктовых наборов в натуральном виде столичные чиновники предлагают москвичам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи, воспользоваться электронным социальным сертификатом. Это электронное приложение к социальной карте москвича, позволяющая приобретать любые продукты на выбор, конечно, кроме алкоголя и сигарет, в магазинах торговой сети-партнера.

Предварительно обсудив эту схему с общественными и ветеранскими организациями, чиновники приступили к ее обкатке в ЦАО. Эксперимент стартовал в мае текущего года и проходил в течение трех месяцев. Участие в нем приняли четыре тысячи москвичей.

На социальную карту им перечислялось 500 условных баллов, равных сумме в 500 рублей, которые они могли потратить в одном из двух магазинов торговой сети-партнера, участвующим в эксперименте.

«Это принципиальное изменение самого подхода к оказанию адресной материальной помощи. Если раньше человек, обратившийся со своей проблемой в департамент соцзащиты, получал стандартный продуктовый набор, то сейчас у него появилось право выбора. Он сам может пойти в магазин и купить то, что нужно именно ему, за исключением алкоголя и сигарет», - отметил замглавы департамента соцзащиты Андрей Бесштанько.
По результатам трехмесячного тестирования департамент соцзащиты совместно с департаментом информационных технологий провели анкетирование.

«Мы опросили порядка 500 граждан, участвовавших в эксперименте. Из них 77% - женщины, 33% - мужчины. Удовлетворено качеством технологии 98% опрошенных, при этом, 92% считают перспективным использование этой системы в других сферах социальной политики. Более 72% опрошенных оценили новую возможность на отлично, еще 20% поставили твердую четверку», - рассказал чиновник.

Кроме того, по итогам эксперимента в ведомстве составили хит-парад предпочтений. Так, на первом месте по популярности среди москвичей молочные продукты, второе место занимает консервная продукция, третье - хлеб, четвертое - чай и соль. «Бывали случаи, когда мы фиксировали, что люди покупали продукты, не совсем совместимые с трудной жизненной ситуации: фисташки, семечки, чипсы. Поэтому сегодня с особым вниманием рассматриваем заявки», - заметил замглавы ведомства.
В сентябре этого года столичная мэрия признала эксперимент удавшимся и решила распространить его в отношении всей территории Москвы. «С 22 октября совместно с департаментом информационных технологий мы начали применять электронный социальный сертификат на всей территории города, в том числе в «новой» Москве. Уже подписаны соответствующие документы по информационному взаимодействию. До конца текущего года порядка 95 тысяч москвичей получат возможность воспользоваться сертификатов в качестве адресной помощи», - прогнозирует Бесштанько.

На этой неделе стартовал прием заявлений от граждан, добавил он.

Замглавы ведомства подчеркнул, что получить помощь могут не все москвичи, а только те, кто в ней действительно нуждается. Это может быть пенсионер, который серьезно заболел и большую часть пенсии потратил на лекарства, многодетная семья, оказавшаяся в затруднительном положении, собирая детей в школу. Также помощь оказывается в случае краж, пожаров и прочих непредвиденных обстоятельств, в случае, если люди попросту остались без денег и им не на что купить еды.
Для того, чтобы получить «баллы» на карту москвича, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства, описав свою проблему. И если в департаменте соцзащиты сочтут, что ситуация у человека, действительно, сложная и нужно помочь, деньги на карту поступят в течение пяти дней со дня подачи заявления. И все, можно отправляться в магазин! Правда, здесь перед получателем услуги встает резонный вопрос — а в какой магазин? Где принимают такие карты?

По словам чиновника, в ЦАО в ходе эксперимента таких магазинов было только два. Правда, уже сейчас 140 магазинов по всей Москве уже принимают к оплате электронный социальный сертификат. А с 1 января 2014 года к этому списку добавится еще 380.

«В следующем году, учитывая, что, по нашим расчетам, подобную помощь должны получить порядка 250 тыс. обратившихся, мы расширяем сеть доступа в соответствующие магазины. Список магазинов, работающих с сертификатами, в ближайшее время будет размещен на сайте департамента с подробной информацией о том, как можно добраться», - заметил Бесштанько.

Единственная проблема заключается в том, что пока по сертификатам работают магазины лишь одной сети. Остальные торговые предприятия присоединяться не спешат. Казалось бы, предпринимателям не нужно устанавливать какое-то специальное устройство для чтения сертификатов — они работают с обычным устройством для чтения банковских карт, а реализация социальных проектов с правительством Москвы и «стабильность чека» должны были бы привлечь торговые сети, но - увы, недоумевает чиновник.

Сейчас город активно ведет переговоры с представителями рынка в «новой» Москве, опасаясь, что там может быть определенный дефицит торговых точек.
Однако совсем отменять практику оказания помощи в натуральном виде столичные чиновники тоже не спешат. Во-первых, воспользоваться электронным сертификатом могут только обладатели социальной карты москвича, а она есть далеко не у всех нуждающихся. Во-вторых, бывают экстренные ситуации, когда помощь нужно оказать незамедлительно, а не через пять дней, потому что людям уже сегодня нечего есть. Сгорела квартира, ограбили... На этот случай в центрах социального обслуживания всегда припасены старые добрые продуктовые наборы.
При этом, как подчеркнул замглавы ведомства, власти не устанавливают лимит для обращений за помощью: раз в год, раз в квартал. Каждую просьбу в департаменте рассматривают индивидуально и принимают решение исходя из той ситуации, в которой оказался проситель.

В качестве плюсов нововведения руководитель проектов департамента информационных технологий Сергей Мирошниченко отметил, что сертификат сокращает количество встреч с чиновниками. Более того, филиалов и центров социального обслуживания в столице всего 122, а магазинов, в которых можно реализовать сертификат, будет в разы больше. «Более того, это дает нам возможность проанализировать отчеты о совершенных покупках, выявить предпочтения. Благодаря этой практике мы можем стать ближе к гражданам и понять, в какой именно помощи они нуждаются», - подчеркнул чиновник.

Подводя итог, представители двух ведомств заявили, что подобная технология в будущем может быть применена не только в отношении адресной социальной помощи. «Мы разрабатываем возможность применять ее в иных сферах социального обслуживания, например, для приобретения технических средств реабилитации, предоставления надомного обслуживания. Человек будет предъявлять сертификат определенной организации, а она, в свою очередь, получил возмещение из бюджета», - заметил Бесштанько. В перспективе, реализовать подобные инициативы возможно уже к 2015 году, заключил Мирошниченко.

Анна Семенец