Posted 19 ноября 2013,, 13:16

Published 19 ноября 2013,, 13:16

Modified 31 марта, 16:18

Updated 31 марта, 16:18

Жулебино в осаде

19 ноября 2013, 13:16
Открытие метро сыграло дурную шутку с жителями окраинного района столицы. Его заполонили автомобилисты из близлежащего Подмосковья, ведь строительство областной станции «Котельники» и ТПУ тормозится из-за проблем с землей.

Открытие станции метро в подмосковных Котельниках отложено до следующего года - бизнес упорно отказывается уступать столичным властям выгодную площадь у самой границы двух соседствующих регионов, где должны строить метро и ТПУ. И пока Москва и область пытаются согласовать условия сделки, жители окрестных районов Подмосковья ездят в столицу через соседнее Жулебино, что доставляет массу неудобств тем, кто живет рядом с новой конечной станцией «фиолетовой ветки» метро.

Проект продления Таганско-Краснопресненской линии за МКАД и создания транспортно-пересадочного узла (ТПУ) был разработан еще в 2011 году — в рамках программы по транспортной интеграции Москвы и Подмосковья. Изначально предполагалось, что станция подземки в Котельниках будет открыта уже в декабре 2013 года. Рядом собирались построить ТПУ с автовокзалом и просторной парковкой. Эти меры позволили бы разгрузить станции «Выхино», «Кузьминки», а также задыхающуюся в пробках Новорязанку, по которой массово добираются к метро работающие в Москве жители Подмосковья. Однако столичные власти столкнулись с серьезной проблемой: земля, где планировалось возведение ТПУ, принадлежит частному лицу.

Как оказалось, годом ранее, в 2010-м, у площади в 20 гектаров на Опытном поле сменился собственник. У регионального отделения Росимущества данную территорию выкупили структуры бизнесмена Ровнера, ранее ее арендовавшие. По данным газеты «Известия», предприниматель назначил такую цену своей земли, что выкупить ее под возведение столь важного объекта транспортной инфраструктуры органы исполнительной власти уже не смогли. Позже бизнесмен согласился передать землю под строительство метро, но при условии: рядом со станцией будет построен торговый центр, в который будут вести выходы из нее. Однако департамент строительства Москвы отказался от данного предложения – строительство транспортного кластера подразумевало использование всего участка.

Столичное законодательство регламентирует, что земля, на которой было запланировано строительство каких-либо значимых объектов, может лишь сдаваться в аренду. При этом арендатор заранее обязуется на определенных условиях освободить землю по первому требованию владельца. В Подмосковье же дела обстоят иначе: собственник волен определить условия, на которых он может продать свой участок. В том числе и государству. В случае с Опытным полем переговоры между сторонами затянулись: владелец участка явно намерен извлечь максимум выгоды от сделки. Однако «побочным эффектом», а именно комфортом жизни людей, он, судя по всему, озабочен не сильно. Земля же у строящейся станции «Котельники» (в настоящее время проходка тоннелей от Жулебино и обратно завершена) – «золотая». Сейчас, например, вплотную к стройке метро подбирается другая - жилого комплекса, цены на квартиры в котором уже явно учитывают выгодное соседство.

Стоит отметить, что станция «Котельники», как и ТПУ с автовокзалом, возводится целиком за счет столичного бюджета. Это первый подобный проект. Он также предполагает строительство многофункционального комплекса и парковок на девять тысяч машиномест. И, естественно, Москва не заинтересована в том, чтобы построить в Подмосковье станцию метро для решения исключительно транспортных проблем жителей небольшого подмосковного городка. И уж тем более, чтобы подвести ветку метро к подмосковному торговому центру. Поэтому единственным выходом стала «заморозка» строительства.

В сентябре заместитель мэра Москвы по градостроительной политике Марат Хуснуллин заявил, что как только вопрос с земельным участком решится, строительство будет возобновлено и завершено за шесть-восемь месяцев. По его словам, «площадка готова, остались формальности». Сразу после открытия станций «Лермонтовский проспект» и «Жулебино», руководитель столичного департамента строительства Андрей Бочкарев отметил, что в данный момент уже «решаются технические вопросы с коллегами из Московской области», а жители Котельников получат «подземку» в 2014 году. Однако в ряде СМИ со ссылкой на источники во властных структурах сообщалось о том, что участники переговоров по поводу земли на Опытном поле все никак не найдут компромисс.

Так или иначе, но все это больно ударило по жителям района Жулебино. Едва опомнившись от радости от открытия метро в шаговой доступности, которого они ждали 20 лет, жулебинцы обнаружили, что район превращается в огромный пересадочный пункт. Автовладельцы из соседних районов Подмосковья приезжают к ним, бросают своих железных коней в близлежащих дворах, пересаживаются на метро и отправляются по своим делам.

«Проблема с парковами жуткая», - рассказывает жительница Жулебино Елизавета. «Во время строительства негде было поставить машину, потому что убрали парковочные места. Но мы понимали – это явление временное, были готовы терпеть. Но сейчас ситуация не улучшилась, а наоборот. Количество машин увеличилось раз в пять. Ставят везде, где только можно. Я сама разговаривала с людьми, которые бросают машины у метро – во дворах, вдоль обочин, на газонах. Они спрашивать, где тут у нас что. Ясно, что раньше сюда не приезжали». Девушка живет на улице Генерала Кузнецова, на которой расположена станция «Жулебино». По ее словам, у метро теперь стоят таксисты - ранее непривычное для жулебинцев явление. Проезжающие в сторону Москвы маршрутки также стремятся высадить пассажиров в Жулебино: люди уже не хотят тратить время, чтобы ехать через МКАД к «Выхино» или «Кузьминкам». Жулебинцы открытию метро очень рады – теперь не нужно стоять в пробках, но к засилию приезжих автомобилистов явно не готовы: станция расположена в середине обычного жилого района, здесь нет условий для парковки тысяч и тысяч машин приезжих из области. Именно поэтому столичные власти и стремились открыть подмосковные «Котельники» раньше срока – в конце 2013 года, максимально приблизив это событие к пуску «Жулебино». Даже на время строительства ТПУ огромная территория Опытного поля позволила бы разместить дополнительное число автомобилей.

На портале Youtube один из пользователей регулярно выкладывает видеоролики, снятые из окна собственной квартиры, в которых отображается процесс строительства станции «Котельники». Своеобразный «сериал» насчитывает уже более двух десятков эпизодов. И пока проблема с возвращением земли в районе Опытного поля не решена, он, к сожалению, имеет все шансы стать второй «Санта-Барбарой».

Денис Гольдман