Posted 20 февраля 2014,, 11:56

Published 20 февраля 2014,, 11:56

Modified 31 марта, 14:56

Updated 31 марта, 14:56

Россия прирастет гражданами по "упрощенке"

20 февраля 2014, 11:56
Предложение ФМС и МЭР по упрощению порядка получения российского гражданства наделало немало шума. Перспектива «продажи» гражданства всколыхнула общественность. В тонкостях инициативы разбирались в ОП РФ.

Предложение ФМС и Минэкономразвития по упрощению порядка получения российского гражданства наделало немало шума. Перспектива «продажи» гражданства возмутила и экспертов в миграционной сфере и просто неравнодушных. Многие даже попытались подсчитать, во сколько обойдется иностранцам такое удовольствие. Однако проблема оказалась гораздо глубже. В тонкостях выдвинутой чиновниками инициативы постарались разобраться участники предварительных слушаний по законопроекту в Общественной палате РФ.

Согласно поправкам, предлагаемым к внесению в ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ», получить гражданство по упрощенной схеме теперь смогут иностранцы, которые после 1 июля 2002 года окончили российские вузы и техникумы и не менее трех лет до дня подачи заявления на получение гражданства проработали в России. Также на «упрощенку» могут рассчитывать и предприниматели, не менее трех лет до дня обращения осуществлявшие свою деятельность в России, и чья ежегодная выручка в этот период составляла не менее 10 млн рублей. Этот список дополняют инвесторы, чья доля вклада в уставном капитале российского предприятия не менее 10%. При этом уставной капитал, а также величина чистых активов такого юридического лица должны составлять не менее 100 млн рублей либо сумма уплаченных налогов в бюджетную систему РФ должна быть не менее 6 млн рублей в год на протяжении не менее трех лет со дня осуществления инвестиций.

В пояснительной записке авторы документа отмечают, что подобная практика выдачи гражданства по упрощенной схеме действует во всем мире. Так, скажем, в Австрии от соискателя гражданства требуется инвестиция не менее 6 млн евро. Причем, вложения в недвижимость не могут служить основанием для получения гражданства страны.

В Болгарии опция ускоренного получения гражданства предусмотрена только для тех людей, которые вложили не менее 512 тыс. евро в проекты приоритетного инвестирования. По сути это рискованные проекты в сельской местности или областях с высоким уровнем безработицы.

Чиновник отметила, что действующий закон предусматривает упрощенный порядок приобретения гражданства выпускниками вузов, но он распространяется только на граждан СНГ без условия трехлетнего стажа работы на территории РФ.

«Сегодня многие выпускники вузов, получив образование в России, уезжают к себе на родину и в упрощенном порядке, не получив разрешения на временное проживание, не получив вид на жительство, обращаются в консульские загранучреждения и в течение шести месяцев становятся гражданами РФ. Концепция миграционной политики говорит все же о том, что мы хотим, чтобы иностранцы, решившие получить гражданство, проживали на территории РФ, трудились здесь, платили налоги в бюджет», - подчеркнула представитель ведомства.

По ее словам, предлагаемый законопроект, с одной стороны, расширяет перечень соискателей российского гражданства, поскольку упрощенный порядок его получения будет распространяться не только на выходцев из стран СНГ. С другой стороны, появляются и дополнительные условия: иностранный гражданин, определенно, должен проживать на территории РФ, то есть, иметь вид на жительство.

«Как известно, чтобы получить вид на жительство, сначала необходимо получить разрешение на временное проживание, в течение года прожить по нему, потом получить вид на жительство. Только после этого иностранец может стать соискателем на получение гражданства. За этот период уже происходит интеграция иностранного гражданина. В течение трех лет он здесь проживает, и не просто бездельничает, а работает», - подметила Казакова.

При обсуждении документа в экспертной среде возник спор о том, должен ли иностранец работать по специальности. «Мы остановились на том, что привязываться к специальности не будем, ведь далеко не все россияне по окончании вузов устраиваются работать по профилю», - отметила представитель миграционной службы.

Словом, во время учебы или по ее окончании мигранты могут работать хоть дворниками. Главное, чтобы работали, налоги платили со своей зарплаты.

«Сейчас в законопроект не включены филиалы российских образовательных учреждений, которые находятся за рубежом. Возможно, стоило бы распространить данную норму и на выпускников таких филиалов. Конечно, при условии, что они приезжают в Россию и работают здесь три года», - добавила чиновник.

При этом она еще раз обратила внимание на то, что речь идет не только о вузах, но и о техникумах. Единственное требование — наличие у образовательного учреждения государственной аккредитации.

Однако наибольшее волнение общественности вызвала другая категория соискателей - предприниматели и инвесторы, ведь в этом случае основанием для получения гражданства становятся денежные вложения. «Но если внимательно читать норму, становится ясно, что далеко не любой индивидуальный предприниматель, даже имеющий выручку в 10 млн рублей, может претендовать на получение гражданства. Виды экономической деятельности будут определяться правительством. Важно, чтобы они были необходимы нашей экономике. Возможно, есть смысл подготовить сразу пакет документов, в том числе перечень видов деятельности, чтобы мы четко понимали, о чем идет речь», - полагает Казакова. В любом случае, Минэкономразвития и Минрегионразвития после принятия законопроекта должны будут данные проекты постановления разработать.

«Что касается 10 млн рублей, эти цифры были детально просчитаны для России. Мы изучали опыт европейских стран, где-то цифры выше, но и инвестиционный климат там, возможно, привлекательней», - подчеркнула представитель ведомства, предваряя возгласы на тему «почему так дешево?». При этом она заметила, что предприниматели также должны будут иметь вид на жительство. Это основное условие данной нормы. То же самое касается и инвесторов.

К слову, далеко не каждый иностранец, вложивший деньги в российскую экономику, сможет получить гражданство по упрощенной схеме. «О том, что любой иностранец, вложивший деньги в недвижимость, сможет стать соискателем российского гражданства, речи не идет. Виды экономической деятельности и в этом случае также будут определяться правительством», - отметила чиновник.

Она обратила внимание, что чистота вложенных в экономику денежных средств, естественно, будет проверяться. «Существуют органы, которые проверяют, как эти доходы были получены. Естественно, они не должны быть получены преступным путем», - подметила Казакова.

Последняя категорию - квалифицированные специалисты, которые не менее трех лет до дня обращения на получение гражданства осуществляют трудовую деятельность по включенным в перечень профессиям, которые будут определяться Минтруда, по мнению представителя миграционной службы, не должна вызывать сомнений. На сегодняшний день подобная норма уже действует. Она заложена в ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ» и предполагает общий порядок приобретения гражданства. Проблема в том, что получить гражданство на общих основаниях довольно сложно. «Ходатайствовать о выдаче гражданства в этом случае может только высшее должностное лицо субъекта либо высшее должностное лицо федерального органа исполнительной власти, а решения по данным ходатайствам принимает президент», - пояснила Казакова.

Именно поэтому процедуру приобретения гражданства и для этой категории решили упростить. «Определять перечень профессий, по которым нам нужны квалифицированные специалисты, Минтруда, скорее всего, будет по согласованию с регионами, ведь в сельскохозяйственных регионах нужны одни специалисты, на севере — другие», - заметила представитель ведомства.

В свою очередь начальник отдела трудовой миграции департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты РФ Геннадий Седаков подтвердил, что ведомство обязательно будет работать по составлению перечня в тесном взаимодействии с регионами, чтобы все включенные в список специальности были востребованы. При этом он отметил, что действует гибкий механизм, позволяющий как включать, так и исключать профессии из перечня.

Получить гражданство по упрощенному порядку смогут не только иностранцы, относящиеся к вышеперечисленным категориям, но и члены их семей, о чем сказано в концепции государственной миграционной политики. «Необходимости вносить в закон норму для членов семей нет. В действующем законе сказано, что супруг или супруга, прожившие в браке три года (достаточный срок, чтобы понять, что брак не является фиктивным) могут получить гражданство по упрощенной схеме. Дети приобретают гражданство по заявлению родителя, нетрудоспособные родители по заявлению детей. Для членов семьи никаких трудностей в приобретении гражданства не будет», - отметила представитель миграционной службы.

Однако, помимо всех вышеперечисленных, есть для соискателей и еще одно условие — выход из гражданства родной страны. То есть, не совсем «выход». Соискатели должны предоставить в миграционную службу некую бумагу о том, что они обратились в компетентные органы своего государства с заявлением о нежелании быть гражданином. «Мы понимаем, что в каждом государстве это процедурный вопрос. Недостаточно просто написать заявление, необходим определенный пакет документов. Причем, далеко не все страны предоставляют выход из гражданства», - пояснила Казакова.

В ходе обсуждения документа у экспертов нашлось немало замечаний и вопросов к авторам. В частности, заместитель секретаря ОП РФ Владислав Гриб отметил, что в России есть проблемы с реализацией инвестпроектов и развитием бизнеса в Сибири, на Дальнем Востоке. Именно в эти регионы следовало бы привлекать иностранных инвесторов. По его словам, во многих странах на этот счет действует система квотирования. Иностранец должен вложиться в развитие конкретного региона, прожить в нем определенное количество лет. «Если не ввести подобную практику в России, мы получим серьезную нагрузку на города-миллионники, и она будет нерегулируемой», - опасается Гриб.

В ответ заместитель директора департамента экономики, социального развития и приоритетных программ Минэкономразвития Николай Федоров заявил, что ведомство готово рассмотреть предложение дифференциации видов экономической деятельности по регионам. При этом он подчеркнул, что ведомство не планирует брать пример с Болгарии и ограничиваться инвестициями только в рискованные виды деятельности. «Но, по понятным причинам, в этот перечень точно не будет входить торговля и недвижимость», - заметил он.
Недоумение экспертов вызвал и тот факт, что гражданство инвесторам и предпринимателям предлагается выдавать исходя из суммы выручки. Гриб предложил отталкиваться в этом вопросе от суммы налогов, оплаченных в бюджеты всех уровней.

В целом, по словам заместителя секретаря ОП РФ, идея хорошая, однако, над деталями еще предстоит поработать.
Но, как говориться, истина в деталях, и именно они заслуживают пристальнейшего внимания, считает президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. «Возьмем студентов. Образовательный канал существует во всем мире, но что сделано в этом законопроекте? Практически никто не понял, что на самом деле документ не упрощает порядок получения гражданства нашими бывшими студентами, а, напротив, усложняет. Сейчас существует норма, позволяющая получать гражданство в упрощенном порядке гражданам СНГ, получившим высшее образование. Бывший выпускник, будучи на родине, идет в посольство РФ, подает минимальный пакет документов и через полгода получает гражданство. Напрямую: без РВП и вида на жительство. Этим каналом многие пользовались. Конечно, получить гражданство можно и в России, но для начала нужно зарегистрироваться, получить РВП, потом вид на жительство, и за все это нужно платить. Сейчас, по сути, ФМС монетизировала последний канал получения гражданства, к которому ранее финансового отношения не имела. В этом и заключается весь цинизм», - отметил эксперт.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то здесь, по мнению Поставнина, вообще непонятно, о ком речь — о торговцах на рынках? «Мы должны изначально понимать, о каких видах деятельности идет речь, - считает Поставнин. - Сегодня чиновники утверждают, что в перечень видов деятельности торговля не войдет, но где гарантия, что с принятием законопроекта они не изменят свое мнение на этот счет?»

А в отношении инвесторов, по мнению эксперта, данный законопроект вообще не имеет смысла. «Ни в одной развитой стране не дается гражданство за инвестиции. Для этого существуют специальные долгосрочные статусы, дающие определенные права. Более того, инвесторам это просто не нужно! Сложно представить себе миллиардера из США или какой-нибудь другой процветающей страны, который рвался бы получить российское гражданство», - отметил Поставнин.

Есть и еще один важный момент, который необходимо учесть. Для того, чтобы получить гражданство по «упрощенке», необходимо подать ходатайство о выходе из первого гражданства. «Да, чиновники предлагают сделать это, как бы понарошку, — необходимо лишь написать заявление о том, что сообщил на родине о желании отказаться от гражданства и написал соответствующее ходатайство. Но если эта бумага начнет действовать? Словом, вряд ли кто-то из серьезных инвесторов согласиться отказаться от своего гражданства в пользу российского. Вида на жительство или чего-то в этом духе было бы вполне достаточно. Для привлечения инвестиций и улучшения климата нам просто нужно создавать как можно больше статусов: для бизнеса, образования, соотечественников, спортсменов», - заключил глава фонда «Миграция XXI век».

В том, что инвесторы заинтересованы в российском гражданстве усомнился и генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов. По его словам, у людей, которые работают на хороших должностях в крупных компаниях, интереса к гражданству нет. Определенную роль в этом вопросе, по мнению Борисова, действительно, играет требование отказаться от родного гражданства.

Разбираясь в деталях, эксперты постарались не упустить и саму суть документа. «Непонятно, какие цели преследует законопроект. Должен ли он обеспечить приток образованных людей к нам, решив демографическую проблему, или мы просто способствуем привлечению инвестиций? Скольких людей мы осчастливим таким образом? Кого мы хотим привлечь в нашу страну, внося подобные изменения в законодательство?» - задал вопрос авторам законопроекта доктор социологических наук, заведующий сектором изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН Владимир Мукомель.

Ответ, однако, оказался весьма туманным. «Кого мы получим в результате внесения поправок в закон, пока можно только предполагать», - заявила Казакова.

Но без конкретных целей и задач, без каких-либо обоснований законопроект выглядит весьма сомнительным.

«Для принятия документа должны быть четкие обоснования: сколько людей мы привлечем, сколько это будет стоить, и к какому результату приведут подобные меры, - отметила первый заместитель межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений ОП РФ по проектам нормативных правовых актов Ирина Котелевская. - Пока же ясно только одно — гражданам, которым мы хотим сделать хорошо, будет довольно сложно реализовать свое право. Кроме того, этот документ публично уязвим. Нужно думать, какое впечатление он произведет на граждан РФ. Пока же опасения превышают возможность положительной оценки».

Анна Семенец