Posted 21 февраля 2014,, 12:49

Published 21 февраля 2014,, 12:49

Modified 31 марта, 14:54

Updated 31 марта, 14:54

"Болотное дело": приговор "подвесили" до понедельника

21 февраля 2014, 12:49
У Замоскворецкого суда задержаны более ста активистов, поддерживавших подсудимых. Заседание началось на три часа позже, чем было запланировано, а до объявления сроков дело не дошло.

В день вынесения приговора по делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года у Замоскворецкого суда было жарко. Усиленные наряды милиции, несколько автобусов с бойцами ОМОНа, ограничения на проход в здание суда.

Что уж говорить о простых гражданах – не пускали даже аккредитованных журналистов. Пресс-секретарь суда объясняла происходящее техническими проблемами из-за повышенного интереса к процессу (хотя в самом зале заседаний журналистов было не так много), обещая, что все представители СМИ на суд попадут. Осаждающие вход журналисты были не одиноки: не пустили также Толоконникову и Алехину, Яшина. К зданию суда также приехали Людмила Алексеева, Михаил Касьянов и Борис Немцов. Чуть позже появились Георгий Сатаров и Леонид Гозман.

Как обычно, внимание прессы привлек Алексей Навальный. По его словам, он затрудняется прогнозировать, каким будет приговор, который, по его ожиданиям, огласят лишь в понедельник. «Сюда пришли многие нормальные люди и политики. Мне кажется, это гражданский долг каждого из нас — просто находиться здесь, для того, чтобы ребята знали, что сюда пришли те, ради кого они сидят в клетке. Сейчас сложно сказать, что пойдет в минус, а что в плюс этому приговору, и каков будет его исход. Важно здесь просто находиться», отмечает оппозиционер.

А вот Геннадий Гудков выразил надежду на то, что процесс закончится оправданием подсудимых. «Ни для кого не секрет, что процесс исключительно политический и цель этого процесса — разогнать людей по кухням. Как это было в 30-е годы, как это было в 50-е годы, как это было до краха Советского союза. Я надеюсь, что власть поумнела и процесс закончится оправданием подсудимых», - сказал он.

Несколько сотен человек, собравшиеся поддержать обвиняемых, начали скандировать «Отпустить, оправдать!». Вскоре у здания суда начались задержания. В числе других в автозаки отправились бывшие фигуранты дела Владимир Акименков, Мария Баронова и активист Сергей Пархоменко. Между тем через полтора часа после заявленного времени начала слушаний сам процесс так и не начался.

"Процесс затягивался - и это плохой знак. Если бы хотели реально выпустить ребят, ничего бы не затягивали. А они невиновны. Во-первых, не было никаких массовых беспорядков - ни погромов, ни поджогов, ни жертв, ничего. А во-вторых, полицейские никаких претензий к ребятам не имеют, то есть 318-я статья (применение насилия в отношении представителя власти, - "Росбалт") тоже не подходит. Если бы они хотели реабилитироваться и ребят отпустить, то заседание начали бы вовремя. У меня ощущение, что срок будет реальным", - прокомментировал ситуацию Борис Немцов.

Собравшиеся недоумевают, их у здания суда так много, что, несмотря на усилия полиции, они не помещаются на тротуарах и постоянно выходят на проезжую часть. Автомобили практически не могут проехать по Татарской улице. В итоге, ОМОН встал живой цепью по обеим сторонам толпы, чтобы освободить проезжую часть.

Вдруг под крики «Свободу!» из толпы вверх кто-то выпустил восемь белых голубей – по числу «узников Болотной».

Между тем толпа становится несколько меньше – вероятно, люди полагают, что процесс будет отложен. И как раз в это время в зал вводят подсудимыхх. Это означает, что заседание вот-вот начнется.

А на улице начинаются массовые задержания. Полиция делает «коридор», по которому задержанных активистов препровождают в автозаки. Постепенно бойцам ОМОН удается зачистить площадку около суда. Задержано около 50 человек.

И только более чем через три часа после назначенного времени заседание все же начинается. В зал допустили ограниченное число журналистов, основным трансляцию выводят на экран в специальный зал.

Судья Наталья Никишина зачитывает, что все подсудимые - Сергей Кривов, Александра Духанина, Степан Зимин, Денис Луцкевич, Ярослав Белоусов, Артем Савелов, Алексей Полихович и Андрей Барабанов - обвиняются по статьям 212ч.2 и 318 ч.1 Уголовного кодекса (участие в массовых беспорядках и применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти).

Далее следуют перечисление обязанностей полиции при проведении массовых мероприятий, в их числе – пресечения беспорядков.

Наталья Никишина отмечает в приговоре, что 6 мая 2012 года во время проведения акции «неустановленные лица, игнорируя законные требования представителей власти, стали призывать к применению насилия, что привело к массовым беспорядкам с повреждением и уничтожением имущества». В этих беспорядках, осознавая противоправный характер своих действий, и приняли участие подсудимые. Как следует из текста приговора, у Луцкевича, Белоусова, Барабанова, Наумовой и Кривова возник преступный умысел. Так Белоусов с Зиминым скандировали антиправительственные лозунги, а Савелов, Косенко и прочие, поддавшись на призывы, прорвали оцепление сил охраны правопорядка. Кроме того, Барабанов применил насилие к омоновцу Круглову – ударив его по ноге.

«Белоусов прицельно бросил в омоновца Филиппова неустановленный желтый круглый предмет, причинив ему физическую боль. Наумова применила в отношении омоновцев Зелянина и Сутормина насилие, неопасное для жизни и здоровья», - читает судья..

Между тем задержания у зала суда продолжается. По предварительным подсчетам, количество задержанных перевалило за сотню. Полиция продолжает через громкоговорители предлагать людям разойтись, поскольку данное мероприятие не согласовано.

Судья продолжает читать: «Зимин надел маску и прицельно бросил не менее трех раз куски асфальта в сотрудников полиции. Один из кусков попал Куватову в кисть руки, причинив ему физическую боль». А Савелов применил насилие в отношении омоновца Гоголева - пытался втащить омоновца в толпу агрессивно настроенных граждан. Кривов же, продолжая принимать участие в массовых беспорядках, применил в отношении представителей власти Алгунова и Моисеева.

Как следует из текста, Луцкевич выкрикивал лозунги оскорбительного содержания и применил насилие в отношении неустановленного сотрудника полиции, также он вырвал шлем из рук у омоновца Троерина и ударил его в лицо.

«Кривов вырвал у Алгунова резиновую палку и ударил не менее трех раз... Кривов схватил Моисееву за форму и толкнул, причинив физическую боль... Полихович применил насилие в отношении сотрудника правоохранительных органов Тарасова», — продолжает чтение приговора судья.

И тут происходит то, чего все подспудно ждали. Наталья Никишина прерывает чтение приговора. То, получат ли обвиняемые реальные сроки, станет известно лишь в понедельник, 24 февраля.

Денис Гольдман