Дело о хищении 8,8 млрд добралось до обвинений

Масштабная экспертиза ФСБ РФ по делу о хищении средств, выделенных государством на строительство ЦКАД, выявила, что многие исследования, оплаченные из бюджета, сфальсифицированы.


© vesti.ru

ФСБ РФ закончила масштабную экспертизу назначенную по делу о хищении 8,8 млрд рублей, выделенных государством на работы по строительству Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Она длилась почти два года, изучалась вся документация по проекту, для хранения которой контрразведчики даже выделили отдельное помещение. Специалисты подтвердили, что многие исследования, оплаченные из бюджета, являются сфальсифицированными. В связи с этим начались новые допросы руководителей фирм, принимавших участие в разработке ЦКАД.

Как сообщил «Росбалту» источник в спецслужбах, во время обысков была изъята почти вся документация по проекту ЦКАД (несколько грузовых машин), которую доставили в специальное помещение. Еще в 2012 году ФСБ РФ назначила масштабную экспертизу, затянувшуюся из-за большого объема и сложности работ. Недавно специалисты закончили свои исследования и подтвердили первоначальную версию контрразведчиков -  большинство документов сфальсифицированы. Дельцы взяли исследования 20-40 летней давности, которые велись по ныне существующей "бетонке", и, переделав их, выдали за свои свежие труды, за которые получили от государства 8,8 млрд рублей. Причем материалы фабриковались крайне небрежно. Иногда в документации указывались различные даты, проведения одних и тех же дорогостоящих геологических работ; вместо специальной фотосъемки объектов, стоящей большие суммы, присутствуют кадры, сделанные любительской камерой и т.д.

В связи с окончанием экспертизы ФСБ РФ начало новые допросы руководителей структур, принимавших участие в исследованиях. К контрразведчикам приглашен главный  геолог проекта, руководящие сотрудники ООО «Союздорпроект", ОАО "Метрогипротранс", ООО "Рау–Университет", ООО "Спецметропроект" и т.д. Вопросы им будут задавать, исходя уже из новых конкретных данных, полученных в ходе экспертизы. Также весной ФСБ РФ планирует провести исследования непосредственно на самой будущей дороге, в частности - пробурить несколько скважин. «Летом-осенью 2014 года в деле могут появиться первые обвиняемые», - отметил источник агентства. Срок расследования продлен до 30 мая 2014 года.

Напомним, из Инвестиционного фонда РФ было выделено 8,8 млрд рублей на проектно-изыскательские работы, геодезические, экологические исследования и т.д., необходимые для строительства ЦКАД. По версии ФСБ РФ, все эти деньги были похищены. А за свежие изыскания выдали «обновленные» архивные материалы.

Выйти на след масштабного хищения ФСБ удалось в рамках расследования деятельности экстремисткой группировки "Северное братство". Выяснилось, что несколько ее идеологов занимали руководящие посты в ООО "Спецметропроект" (занимается геоэкологическими исследованиями для строительства Центральной кольцевой автодороги), похищенные средства они пускали на поддержку националистического подполья.

Одним из первых о хищении при реализации проекта ЦКАД контрразведчикам рассказал профессор Петр Хомяков, который в 2012 году был признан виновным в создании экстремисткой националистической группировки "Северное братство", готовившей переворот в России, и осужденный за это на четыре года. Одно время Хомяков являлся руководителем одного из направлений ООО "Спецметропроект ".

С 17 ноября 2008 года я начал участвовать в производственных совещаниях, проводимых в здании ОАО "Метрогипротранс" (одна из головных структур, участвовавших в проекте ЦКАД — "Росбалт"), которое находится рядом со станцией метро "Павелецкая", — рассказал Хомяков контрразведчикам. — Рабочие совещания проводились Ю., а большие совещания М (называет двух крупных строительных бизнесменов, работавших в 2008 году в структурах Романа Абрамовича – "Росбалт"). На совещаниях, которые проводились  раз в 3-4 дня, нашему отделу М. и  Ю. была поставлена задача сымитировать результаты изыскательских работ, которые якобы велись с лета 2008 года (при том, что данные работы не проводились), и якобы на их основе сформировать отчет о проделанной работе. В данный отчет по всем позициям изысканий в рамках технического задания по указанию М. мы должны были включить имеющиеся архивные данные, личные материалы (или приобрести материалы для их включения), а также провести имитацию работы, чтобы закрыть все позиции для получения первого платежа за работы согласно графику".

Как сообщил на допросе Хомяков, когда на совещании встал вопрос о том, как лучше это сделать, было предложено "сымитировать работы путем фотографирования из окна автомобиля местности", а потом выдавать это проведение маршрутных изысканий.

Согласно показаниям Хомяков, он и его подчиненные составили смету "о финансовых затратах по якобы проделанным работам по указанию М" на 1 млрд рублей. Тогда как в реальности отдел профессора истратил 24 млн рублей. В основном эти деньги пошли на зарплату, в том числе тем же националистам, приобретение офисной мебели и оргтехники, а также покупку архивных материалов.

 "В январе 2009 года во время совещания в ОАО "Союздорпроект" (еще один участник проекта ЦКАД — "Росбалт") М. отвел меня в сторону и сказал, что на 2009 год будет поставлена задача на списание по смете на 2,5 млрд рублей и к этому нужно готовиться уже сейчас, — заявил на допросах Хомяков. — Я спросил, а сколько реально денег будет дано отделу ООО "Спецметропроект", на что он мне ответил: "170 млн рублей"… Я у него спросил: "А это вообще не опасно?". Он мне сказал, что это не моя забота, все вышестоящие структуры в курсе. Я спросил, кто, например, на что он мне сказал: например, наш президент А. (на тот момент еще один деловой партнер Романа Абрамовича по строительному бизнесу – "Росбалт"). Я представлял уровень связей А. и далее ничего уточнять не стал".

Александр Шварев