Posted 28 марта 2014,, 12:09

Published 28 марта 2014,, 12:09

Modified 31 марта, 14:21

Updated 31 марта, 14:21

Пациентов оставили колдунам

28 марта 2014, 12:09
Поправки в закон «О рекламе» лишили больных информации. Любые сведения о препаратах и методах лечения врачи могут озвучивать лишь на профсеминарах и конференциях. Однако реклама оккультно-мистических услуг в сфере здравоохранения процветает.

Поправки в закон «О рекламе», вступившие в силу с начала года, лишили пациентов информации. Теперь любые сведения не только о рецептурных препаратах, но и о методах профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации могут звучать лишь на профессиональных семинарах, выставках, конференциях. В другой ситуации они могут быть расценены в качестве рекламы, что чревато для рекламодателей и «рекламораспространителей» штрафом. Откуда в таком случае пациентам черпать информацию об этих услугах, к кому обратиться за советом по профилактике или реабилитации, законодатели не разъяснили.

В то же время реклама оккультно-мистических услуг в сфере здравоохранения процветает, и запрещать ее парламентарии, видимо, не намерены. К чему приведет такая расстановка сил и как найти выход из сложившейся ситуации, постарались разобраться в ходе круглого стола в Совете Федерации.

Согласно вступившим в силу поправкам к закону «О рекламе», на сегодняшний день реклама рецептурных лекарств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и других мероприятий, а также в специализированных печатных изданиях. Кроме того, законодательство запрещает использовать образ медицинских работников в рекламе за исключением рекламы средств личной гигиены и рекламы, предназначенной для профессионального сообщества.

Таким образом, в рекламе для пациентов остаются лишь наименование медицинской организации и ее координаты. Но ни о перечне услуг, ни об имеющемся оборудовании и квалификации специалистов рассказывать нельзя. Узнать об этом можно только из вывесок или сайтов организаций.

«В законодательстве дано следующее определение рекламы — это информация, распространенная любым способом в любой форме. То есть, если сегодня я делаю цикл программ о гипертонической болезни и называю классы лекарств, которые используются для лечения, я нарушаю закон «О рекламе», поскольку эту информацию можно признать рекламной, а я являюсь врачом, что тождественно образу врача», - отметила в ходе заседания руководитель программы «Здоровье», доктор медицинских наук, врач-кардиолог Елена Малышева.

Особенно в этой ситуации, по словам Малышевой, удивляет то, что параллельно таким вот запретам продвигаются поправки к закону о рекламе, которые посвящены оккультно-мистическим услугам в сфере здравоохранения. Получается, что врачам сегодня запрещено доносить до широкой общественности информацию медицинского характера, а колдунам и чародеям, обещающим излечить от рака уникальным заговором — нет.

«Странно в этой ситуации и другое: информировать граждан о тех или иных свойствах лекарственных препаратов запрещено, а между тем, в аптеках эти самые препараты, отпускаемые как по рецепту, так и без оного, по-прежнему доступны», - подчеркнула врач-кардиолог.

По ее словам, регулирование этой сферы должно быть адекватным. Первая немедленная мера, на которую нужно решиться законодателям — разрешение рекламы и информации обо всех профилактических мероприятиях, методах диагностики, лечения и реабилитации. «Это не нарушает ничьих прав, а лишь позволяет человеку иметь информацию о том, что на 80-90% определяет его здоровье», - отметила Малышева.

Кроме того, она предложила законодательно отделить образ врача, то есть человека, не имеющего образования и лишь на время надевшего белый халат для съемки, от реальных врачей, которые обязаны заниматься просвещением. «Также нужно подумать о том, как оградить медицинские программы от подобных запретов. Такую возможность могло бы предоставить лицензирование этих программ, которые так же, как и профессиональные медицинские издания, могли бы доносить информацию до аудитории», - предложила эксперт.

Малышева убеждена, что в том числе должна быть разрешена реклама рецептурных лекарств. В этом поддержал коллегу президент Трансконтинентальной МедиаКомпании Александр Митрошенков, заметив, что в США подобный принцип уже действует: практически все препараты продаются по рецептам, при этом, нет никаких ограничений по рекламе.

Председатель экспертного совета по здравоохранению Комитета по социальной политике Совета Федерации Виталий Омельяновский в свою очередь заметил, что в вопросе рекламы лекарственных препаратов и медицинских изделий существует и обратная сторона медали. «Пациент узнает о новом дорогостоящем препарате или технологии, а получить их не может. Зачастую это кончается тем, что люди продают квартиры, чтобы обеспечить дорогостоящее лечение, больной в итоге умирает, а его близкие остаются на улице», - отметил он.

Кроме того, по словам Омельяновского, сегодня сложилась такая ситуация, когда дефицит образования врачей и отсутствие у них знаний о новых технологиях компенсируются тем, что неподготовленный слушатель получает эту информацию из СМИ, и либо начинает пробовать новинки сам, либо, приходя к врачу, начинает требовать лечить его по-новому.

Подключилась к дискуссии и зампредседателя Комитета по социальной политике Совета Федерации Людмила Козлова. По ее словам, врач вполне может рассказать пациенту о классах лекарств, применяемых при том или ином заболевании, а запрет рекламы медицинских препаратов дает возможность лечиться согласно инструкции, а не рекомендациям, услышанным из СМИ.

В свою очередь Малышева возразила, отметив, что при всех колоссальных минусах закон «О рекламе» имеет один большой плюс — он жестко регламентирует то, что может рекламироваться: «сообщения в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению». «Таким образом, сегодня у нас есть законодательная защита от недостоверной информации в рекламе, и рекламораспространители, то есть сами СМИ, жестко следят за соблюдением этих требований», - подчеркнула она. Что касается замечания Омельяновского, Малышева заметила, что ничего плохого в том, что врачи будут черпать информацию о новых технологиях хотя бы из уст пациентов, она не видит.

Президент Национальной медицинской палаты, знаменитый детский хирург Леонид Рошаль также отметил несоответствие запретительного положения в законе «О рекламе» положениям закона «Об основах охраны здоровья граждан» и «Об ОМС», согласно которым врач все-таки должен информировать население обо всем, что касается здоровья.

По его мнению, необходимо создать рабочую группу по разработке конкретных предложений по изменению действующего законодательства в этой сфере, включив в ее состав и представителей НМП.

Спор вызвалась разрешить замглавы управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. По ее словам, в Госдуму уже внесен законопроект, направленный на исправление сложившейся ситуации с рекламой медицинских препаратов. «К сожалению, есть, действительно, небольшая нестыковочка, которая произошла с 1 января 2014 года. В случае принятия законопроекта, который был внесен в Госдуму председателем Госдумы по охране здоровья Калашниковым, она будет устранена. Мы в свою очередь будем этот документ поддерживать. Я надеюсь, что законопроект довольно быстро пройдет через Госдуму и попадет на согласование в Совет Федерации. Тогда нивелируются все опасения относительно содержания в рекламе информации об услугах, которые предлагает та или иная клиника, о тех новшествах, которые применяются», - отметила Никитина. Пока же компании могут рекламировать свои услуги в сети Интернет на своих сайтах.

Кроме того, по словам представителя надзорного органа, в части медицины закон «О рекламе» содержит достаточно много требований и лекарственные средства сейчас рекламируются достаточно корректно и достоверно.

Вопрос о рекламе рецептурных препаратов, по мнению чиновника, нужно обсуждать комплексно. «Те проблемы, которые есть на сегодняшний день с оборотом лекарственных средств, наверное, не позволят в данный момент сделать доступной рекламу рецептурных лекарственных препаратов до тех пор пока у нас существует, к сожалению, не очень жесткий контроль с точки зрения продажи рецептурных препаратов», - заключила она.

В отношении просьбы специалистов об отмене запрета на использование в рекламе образа врача представитель ФАС заметила, что в этом вопросе мы оказались в ситуации, похожей на ситуацию с фармацевтами, когда, не проводя соответствующих обследований, пациентам рекомендуют те или иные лекарственные средства. Таким образом, эта тема пока остается под вопросом.

Анна Семенец