Posted 11 апреля 2014,, 09:42

Published 11 апреля 2014,, 09:42

Modified 31 марта, 14:07

Updated 31 марта, 14:07

Курение без места

11 апреля 2014, 09:42
Почти год назад вступил в силу «антитабачный закон», но многие курильщики попросту не знают положений законодательства, а отсутствие запретительных знаков еще больше усугубляет ситуацию.

Почти год назад вступил в силу «антитабачный закон», но, несмотря на заключения социологов о том, что потребление табака в нашей стране медленно, но верно сокращается, на улицах столицы, у входов в метро, вокзалы по-прежнему смолят. Нередко среди нарушителей можно увидеть и самих стражей правопорядка. Причем, причина такого поведения не всегда кроется в пренебрежении к букве закона. Многие попросту не знают положений законодательства, а отсутствие запретительных знаков еще больше усугубляет ситуацию. Как курильщику понять в сложившихся условиях, где он автоматически становится нарушителем закона, пока не ясно. А между тем, штрафы за курение в неположенных местах никто не отменял.

Проблемы правоприменительной практики «антитабачного» закона стали предметом для обсуждения в Общественной палате. Эксперты заметили, что за год «антитабачный» закон уже принес свои плоды. «Впервые за весь постсоветский период в России отмечено снижение потребления табака. Как показали два независимых друг от друга опроса Росстата и ВЦИОМ, примерно 6% граждан в прошлом году отказались от потребления табака», - подчеркнула сопредседатель Российской антитабачной коалиции, член экспертного совета по мониторингу правоприменения при Минюсте Дарья Халтурина. Табачные компании, по словам эксперта, также жалуются на снижение продаж на 7-8%, что говорит об определенном успехе кампании.

Но определенные вопросы к «антитабачному» закону по части правоприменительной практики все же остались. Во-первых, среди нарушителей нередко можно встретить и самих стражей порядка, что подрывает авторитет документа. Накануне круглого стола Общественная палата провела небольшой рейд по «горячим» точкам. На видео по его итогам отчетливо видно, как стражи правопорядка дымят у одного из входов Белорусского вокзала.

Присутствующий на заседании представитель правоохранительных органов - начальник управления обеспечения охраны общественного порядка Главного управления МВД на транспорте Александр Востриков попытался оправдать коллег тем, что они «тоже люди» и человеческие слабости им не чужды, однако экспертов аргументы не убедили.

Для того, чтобы закон реально заработал, необходимо для начала запретить курить на публике самим полицейским, уверен председатель комиссии ОП РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосиф Дискин. «Неправильно, когда люди в форме, призванные отстаивать интересы закона, первыми же его и нарушают. Служители закона не должны способствовать пропаганде курения. Это касается и полицейских, и прокуроров, и сотрудников ФСБ», - уверен он.

Меры были предложены жесткие — направить обращение в Общественный совет при МВД с просьбой привлечь внимание министра к этому вопросу и запретить курение на службе.

Кроме того, по мнению экспертов, нужно сориентировать курильщиков, чтобы они ясно понимали, где курить можно, а где они автоматически становятся нарушителями. Проблема заключается в том, что, по словам Халтуриной, до сих пор Минздрав не утвердил приказ о размещении знака, указывающего на запрет курения. Более того, не утверждена и сама форма этого знака. «По закону, он должен быть размещен и в помещениях, и на территориях учреждений, подпадающих под запрет», - пояснила эксперт. Однако из-за бюрократических проволочек оштрафовать учреждение за то, что знака нет, сегодня невозможно. При этом, курильщика, который (в отсутствии каких бы то ни было визуальных намеков на запрет) закурил в неположенном месте, — пожалуйста!

Пока же столица не сильно пестрит такими кружочками, и обывателям, не посвященным в тонкости российского законодательства, бывает довольно сложно не превратиться в преступников, потянувшись за сигаретой там, где не следует. Единственное, что им сегодня остается: ориентироваться на толпу (безо всяких гарантий) либо отмерять шаги.

Обозначив места, где запрет действует, необходимо также выделить специальные зоны для курения, полагают эксперты. Особенно это важно сделать в аэропортах, на вокзалах, где пассажирам приходится проводить не один час в ожидании своего рейса.

«С тех пор как из аэропортов исчезли курилки, стало невозможно зайти в туалетные комнаты или помещения, которые находятся рядом. А между тем, в комнатах для курения стоят фильтрационные системы, которые не допускают распространения дыма за их пределы. Значит, люди вокруг не будут подвергнуты воздействию табачного дыма, а курильщики не будут прятаться по туалетным комнатам», - отметил Востриков. То же самое, по его мнению, следовало бы сделать на вокзалах - либо оборудовать закрытые курилки, либо определить места для курения на открытом воздухе.

Дискин, в свою очередь, согласился, что нужно еще раз рассмотреть вопрос о комнатах для курения в аэропортах, но только при условии личной ответственности директоров аэропортов за соблюдение норм закона и установку соответствующих систем фильтрации воздуха. «Штрафы за нарушения в этом случае должны быть соизмеримы с зарплатой директора аэропорта», - подчеркнул он.

В июне в силу вступают новые нормы закона. В частности, под запрет попадут гостиницы, предприятия общепита, поезда дальнего следования, а также перроны пригородных поездов. Стоит отметить, что уже сегодня вокруг многих из них царит полная неразбериха. Мифы о том, что курильщикам придется «терпеть» на протяжении всего путешествия по железной дороге с момента входа в вокзал и до точки назначения, уже сейчас активно поддерживается представителями правопорядка. Об этом, в частности, заявил начальник управления обеспечения охраны общественного порядка ГУ МВД на транспорте Александр Востриков.

Однако, по словам экспертов, дело обстоит не совсем так. «Антитабачное» законодательство не настолько сурово, и под запрет попадет далеко не все из вышеперечисленного. «На всех платформах, где останавливаются поезда дальнего следования, курить будет разрешено. Запрет, вступающий в силу с 1 июня 2014 года, будет касаться лишь тех платформ, на которых останавливаются только пригородные поезда», - подчеркнул член координационного совета при Минздраве Виктор Зыков.

Тем не менее, чтобы не ущемлять права курильщиков, в ходе круглого стола обсуждалась идея выделить для начала хотя бы по одному «курящему вагону» в поезде, и билеты в него сделать чуть дороже, чем в остальных. Это, по мнению экспертов, было бы вполне справедливо, особенно в сегодняшних условиях, когда запреты для курильщиков работают, а помощь в отказе от пагубной привычки еще не подоспела- до сих пор не приняты стандарты медицинской помощи по лечению табачной зависимости. По словам Халтуриной, необходимо ускорить процесс принятия необходимых документов. Кроме того, она считает, что неплохо было бы включить услугу по лечению табачной зависимости в программу ОМС, чтобы курильщики, желающие избавиться от зависимости, могли без проблем получать необходимую терапию.

В свою очередь директор Института мониторинга правоприменения ОП Елена Лукьянова подметила, что здесь важно даже не то, нарушены права курильщиков или нет. Важнее — насколько закон в принципе реализуем.

«Закон сделали правильный — это один из тех случаев, где видна политика государства. Тем не менее, в законе осталось огромное количество лакун, достаточно неясных. Просто для отчетности принять правильный закон мало. Нужно, чтобы он реально работал. Мы можем запретить курить в поездах и на платформах, но это ничего не даст. Значит, где-то нужно подвинуться, хотя бы на период адаптации», - уверена Лукьянова.

По ее словам, необходимо проводить мониторинг, периодически отслеживать, какие проблемы возникают в области правоприменения. «Мы могли быначать с Москвы, и в тесном взаимодействии с правительством города отладить механизм действия закона на практике», - заметила эксперт.

Поддержала эту идею и начальник управления городского заказа Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Лариса Белова. «Мы не можем и не должны в своих действиях допускать противопоставлений одной группы граждан другой. Среди населения Москвы, России достаточный процент курящих, поэтому общественное пространство должно быть устроено таким образом, чтобы места хватало всем, по крайней мере, на переходный период», - подметила чиновник. По ее словам, сегодня перед комитетом по архитектуре Москвы необходимо ставить задачу зонирования пространства таким образом, чтобы предусмотреть место как для некурящих, так и для курящих. При этом особую роль она предложила уделить рекламному пространству, которое можно было бы использовать с точки зрения пропаганды нового, свободного от курения, стиля жизни.

Предложение столичных чиновников по организации пространства «для всех» вошло в резолюцию. «Мы были бы признательны, если бы Москва продемонстрировала пример по зонированию. Лучшие наработки мы распространили бы по всех стране. Нельзя, чтобы законопослушная часть российского общества чувствовала себя ущемленной в рамках правоприменения. Конечно, требования закона должны соблюдаться неукоснительно, но не менее важно, чтобы те, кто готов следовать этим нормам, ощущали себя в рамках новых норм вполне достойно», - согласился Дискин.

По словам члена ОП, чрезмерно жесткий прессинг не даст результатов и лишь приведет к усилению недовольства. «Задача закона - оградить людей от пассивного курения и постепенно действовать по снижению потребления табака. Мы обязаны выстроить траекторию гладкого перехода», - отметил эксперт.

Если для курильщиков будет создана нормальная понятная инфраструктура, помогающая соблюдать закон, то уже тогда - в случае его несоблюдения - можно штрафовать, заключил он.

Анна Семенец