Posted 24 апреля 2014,, 19:33

Published 24 апреля 2014,, 19:33

Modified 31 марта, 13:53

Updated 31 марта, 13:53

Лебедев все рассказал и вышел по УДО

24 апреля 2014, 19:33
Признавший вину в организации беспорядков на Болотной и давший показания на других фигурантов дела оппозиционер заявил, что «всякое вольнодумство и бунты, незаконная деятельность и жизнь за счет иностранных правительств» для него в прошлом.

На третьем по счету заседании суда по рассмотрению прошения Константина Лебедева об условно-досрочном освобождении сторона защиты излучала оптимизм. Адвокат оппозиционера Валерий Лавров в беседе с журналистами выразил уверенность в том, что его подопечного отпустят уже в течение 10 дней. Сам же Лебедев без труда, уверенно, слегка вразвалку, проследовал к назначенному залу: в отличие от первых двух заседаний, на которых журналисты наперебой интересовались у осужденного, рассчитывает ли он на благоприятный исход, а пришедшие оппозиционные активисты эмоционально высказывали ему свое презрение, теперь в коридоре суда царила полная тишина. Лишь некоторые представители прессы молча проводили взглядом бородатого фигуранта «болотного дела».

Константин Лебедев — первый осужденный за организацию массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года. После ареста он заключил сделку со следствием, дал показания на себя и других фигурантов дела — координатора «Левого Фронта» Сергея Удальцова и активиста движения Леонида Развозжаева. После чего оппозиционеры обвинили его в предательстве и заявили о фальсификации показаний, а сам Лебедев в апреле 2013 года получил наказание в два с половиной года колонии общего режима, и уже спустя 10 месяцев подал прошение об УДО.

В марте 2014 года Константин Лебедев был допрошен в суде по делу о подготовке массовых беспорядков. В отличие от предыдущих показаний, в судебном заседании Лебедев заявил, что событиями на Болотной площади никто не руководил, и прорыв полицейского оцепления не входил в планы оппозиционеров. Он также отметил, что организаторы акции «Марш миллионов» планировали устроить на Болотной площади «микромайдан», а беспорядки «получились из-за безответственных действий либеральной хунты».

Уже общаясь с адвокатом из «клетки» Лебедев, казалось, едва сдерживал эмоции — выдавала улыбка.

Судья Маргарита Котова начала заседание с напоминания: ни один из 82 потерпевших сотрудников правоохранительных органов вновь не явился. Ранее именно из-за отсутствия потерпевших по делу рассмотрение прошения об УДО уже дважды переносилось. Однако теперь судья, отметив, что раз все потерпевшие были должным образом извещены о времени и месте проведения заседания, но не явились, то они не имеют ничего против осужденного, предоставила слово участникам процесса.

«Сегодня рассматриваем?», - обратилась Маргарита Котова к Лебедеву.

«До-о», - задорно ответил осужденный.

Задав еще пару формальных вопросов для протокола, судья поинтересовалась у оппозиционера, какие выводы он сделал из всего произошедшего.

«Выводы для себя сделал соответствующие. Всякое вольнодумство и бунты, незаконная деятельность и жизнь за счет иностранных правительств — это все в прошлом... Собираюсь честно трудиться», - сказал Лебедев. Затем судья, выяснив у осужденного, что ему осталось сидеть почти год, предоставила право выступить его защитнику.
Валерий Лавров начал с того, что Лебедев сразу после задержания «пришел к выводу о необходимости сотрудничать со следствием» и незамедлительно заключил сделку, свои условия которой впоследствии полностью выполнил. По словам адвоката, этот факт подтвержден в решении Мосгорсуда.

«Я считаю, что именно с этого момента мой подзащитный встал на путь исправления, потому что всей своей дальнейшей деятельностью в ходе предварительного следствия он подтвердил, что в содеянном раскаивается и принимает попытки к исправлению». Юрист добавил, что в течение полутора лет, проведенных его подопечным в СИЗО, у Лебедева сложились «нормальные отношения» как с администрацией изолятора, так и с сокамерниками. Поэтому руководство СИЗО только поддерживает прошение об УДО, - убеждал адвокат. «Он молодой человек, еще вся жизнь впереди. Я думаю, что вот эти полтора года, которые он пробыл в местах лишения свободы, — достаточный срок для того, чтобы оставшуюся часть наказания он отбыл без изоляции от общества», - закончил Валерий Лавров.

В подтверждение этих слов судья зачитала характеристику Лебедева из следственного изолятора: «По характеру общителен, уравновешен, к преступному миру относится отрицательно, в общении с представителями администрации и сокамерниками вежлив, корректен, бережно относится к имуществу СИЗО, требования санитарии и гигиены соблюдает и добросовестно выполняет обязанности дежурного по камере». Следом специально приглашенный представитель ФСИН содержание бумаги подтвердил.

И все же нашлось, кому подпортить радужный портрет осужденного. Прокурор, отвечая на вопрос суда, поддерживает ли он прошение, заявил, что условно-досрочное освобождение помешает достижению цели наказания — исправлению.

В целом обсуждение сути дела заняло не больше 10 минут. Примерно столько же понадобилось судье на подготовку вердикта: «прошение Лебедева об условно-досрочном освобождении удовлетворить». Однако в завершении действа судья разъяснила ликующему Лебедеву, что в случае совершения им какого-либо правонарушения постановление об УДО может быть отменено. Перед уходом Маргарита Котова также сообщила, что у гособвинителя есть 10 дней на обжалование решения, и только по истечении этого срока оппозиционер сможет выйти на свободу.

Валерий Лавров, комментируя вердикт суда, отметил высокую вероятность того, что прокуратура его обжалует, но при этом выразил надежду на положительный исход. По его словам, возражения прокурора по поводу недостаточного исправления — это формальность.

Юрист также рассказал, что Лебедев не делился с ним своими планами на будущее: «Еще рано об этом говорить. Вероятно, он хочет прийти в себя после всей этой ситуации». Сам осужденный ранее уже заявлял прессе, что не намерен возобновлять политическую деятельность. Но даже если Лебедев захочет вновь заняться политикой — он не сможет, - уверены его бывшие соратники по левому движению.

В частности, по словам члена совета «Левого Фронта», доктора исторических наук Александра Шубина, никаких политических перспектив у Константина Лебедева нет, так как он «очень серьезно себя скомпрометировал, давая показания, которые во всяком случае Удальцов и Развозжаев считают лживыми».

«Ведь действительно, там огромное количество неувязок. В суде на процессе «Удальцова-Развозжаева», как мы знаем, Лебедев отказался от части показаний, на которых все дело базировалось. Поэтому если Удальцов и Развозжаев будут осуждены, то это будет вопреки всякому рассудку и праву. Но Лебедев сыграл в этой истории неблаговидную роль, и никаких политических перспектив у него нет. Да, нужно заняться каким-то другим делом человеку», - сказал Александр Шубин. При этом он добавил: «Но все же хорошо, что его освободили. Все фигуранты «болотного дела» и «дела Удальцова-Развозжаева» не должны сидеть в тюрьмах, потому как не представляют никакой угрозы обществу».

Кроме того, собеседник «Росбалта» предположил, что прошение Лебедева было удовлетворено только на третьем заседании из-за его мартовских показаний в суде по делу Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева, которые внесли определенные несоответствия в процесс. «Конечно, были некоторые опасения, что ему могут за это отомстить. Возможно, были некоторые колебания по этому поводу в руководстве, которое сейчас определяет судебные решения», - подчеркнул Шубин.

Денис Гольдман