Posted 28 мая 2014,, 18:40

Published 28 мая 2014,, 18:40

Modified 31 марта, 13:22

Updated 31 марта, 13:22

Студентов оценят по «принципу ЕГЭ»

28 мая 2014, 18:40
Рособрнадзор предложил проводить вузовские экзамены с участием независимых экспертов. Представители профессиональных ассоциаций будут оценивать качество знаний студентов как в период сессий, так и на госэкзаменах.

Рособрнадзор предложил проводить вузовские экзамены с участием независимых экспертов. По инициативе ведомства, представители профессиональных ассоциаций будут оценивать качество знаний студентов как в период сессий, так и на госэкзаменах. Эксперимент стартует уже в сентябре. Желание принять в нем участие изъявили три государственных вуза, однако, представители ведомства ожидают, что эту идею поддержат и ведущие вузы страны.

Инициатива ведомства была озвучена несколько дней назад, и сейчас чиновники находятся на стадии проработки технических вопросов по ее реализации.

Как рассказал «Росбалту» заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров, к участию в эксперименте в качестве независимых экспертов планируется привлекать представителей ассоциаций по тем или иным специальностям: ассоциация юристов, ассоциация классических университетов РФ. «По аналогии с проверкой части «С» на ЕГЭ, которую ведут сторонние эксперты из других регионов, знания студентов будут проверять специалисты из ведущих вузов по аналогичным специальностям», - отметил Бисеров.

По словам чиновника, эксперимент стартует в сентябре, так что первые студенты опробуют на себе его действие уже в зимнюю сессию.

Пока в числе участников всего три вуза: Московская государственная юридическая академия (МГЮА) имени Кутафина, Чеченский государственный университет и Северо-Восточный федеральный университет. При этом собеседник агентства подчеркнул, что эксперимент открытый. «До конца июня мы полностью сформируем процедуру, механизм, и те вузы, которые изъявят желание поучаствовать в эксперименте, конечно, присоединятся. Думаю, в первую очередь это будут сильные вузы, которые захотят развенчать миф о том, что они якобы боятся независимой оценки. Им такая проверка будет только на руку», - уверен Бисеров.

В ходе эксперимента чиновники планируют выявить, насколько итоги промежуточной аттестации соответствуют результатам экзаменов, проведенных независимыми экспертами.

«Оценки в ходе экзаменов студентам будут выставлять независимыми экспертами. По нашей задумке, преподаватели участвовать в аттестации студентов в рамках сессии не будут вовсе», - пояснил замглавы ведомства.

При этом он подчеркнул, что в рамках эксперимента никаких карательных мер в отношении преподавателей, вузов приниматься не будет.

На проведение эксперимента Рособрнадзор планирует взять две сессии. Таким образом, уже следующим летом станет ясно, отпускать ли корабль в большое плавание.

Инициативу ведомства поддержал студенческий омбудсмен Артем Хромов. «Я являюсь сторонником системы независимой оценки знаний студентов и качества преподавания в вузах. Проведение эксперимента во многом поможет решить проблемы, связанные с вымогательством взяток у студентов, несправедливым выставлением оценок, незаконным отчислением, с чем мы неоднократно сталкивались. Но любая система, которая может иметь столь массовый охват, должна быть выверена и отлажена. В противном случае это может привести к тем последствиям, с которыми мы столкнулись при введении ЕГЭ», - заметил Хромов.

При этом он подчеркнул, что уже сейчас к инициативе Рособрнадзора есть множество вопросов. «Во-первых, если впоследствии эксперимент планируется распространить на все образовательные организации, есть вероятность того, что на всех независимых экспертов просто не хватит. Во-вторых, важно понимать, что эксперты, которые будут привлечены к оценке знаний студентов, должны быть специалистами, которые смогут проверить знания не хуже, чем педагоги, которые их обучали. В-третьих, привлекаемые представители профессионального сообщества не должны будут оценивать студентов по тем вопросам, которые не входили в образовательную программу», - считает собеседник агентства.

При этом Хромов отметил, что в ряде вузов есть собственные методики, по которым принимают экзамены у студентов. Некоторые из них проходят в форме тестирования с привлечением независимых экспертов для оценки знаний студентов. Таким образом, предложение Рособрнадзора, на его взгляд, не панацея.

В свою очередь глава института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина также предвидит некоторые сложности в ходе внедрения подобной системы оценки качества образования. «Хорошо, что пока проект развивается в качестве эксперимента, в рамках которого могут быть вскрыты все подводные камни. Особенно важен момент ответственности независимых экспертов. Конечно, у профессора, который принимает чужой курс, есть своя репутация. Но достаточно ли этого, чтобы он вполне серьезно и объективно отнесся к оцениванию студентов других вузов и их работ? Более того, в ходе аттестации нам важно не сравнивать Машу с Петей - важно понять, какого прогресса добился каждый в отдельности», - подчеркнула эксперт.

Кроме того, по словам Абанкиной, даже при одинаковом названии курса набор знаний студентов разных вузов может отличаться, что обусловлено большой академической свободой преподавателей и даже правом вести занятия по своим собственным учебникам. «Скажем, матанализ есть и на технических, и на экономических факультетах, но трактуется он совершенно по-разному», - заметила эксперт.

Видимо, для начала чиновникам придется выработать некий усредненный перечень вопросов и задач, на которые студентам придется ответить независимым экспертам, или же искать другие выходы из сложившейся ситуации.

Кроме того, по словам собеседницы агентства, здесь встает вопрос о нагрузке преподавателей. Будут ли они принимать экзамены в сторонних вузах вместо того, чтобы принимать в своем, или это будет дополнительная нагрузка? Придется ли выезжать в другие регионы. Все эти детали необходимо тщательно проработать, считает эксперт.

При этом Абанкина подчеркнула, что вопрос независимой оценки качества образования сегодня весьма актуален, и особенно важно, что инициатором эксперимента выступил именно Рособрнадзор. «Таким образом, идея, которая давно обсуждалась, превратилась в своего рода управленческую задачу, результаты реализации которой позволят принять решение: вводить систему или нет. Это мне представляется серьезным шагом вперед», - подчеркнула эксперт.

В случае успешного завершения эксперимента, удастся выстроить систему экспертно-общественной оценки качества образования в вузах и включить эти результаты в качестве одного из аккредитационных показателей, считает Абанкина.

Анна Семенец