Posted 2 июля 2014,, 08:50

Published 2 июля 2014,, 08:50

Modified 31 марта, 12:49

Updated 31 марта, 12:49

Автомобили хотят притормозить

2 июля 2014, 08:50
Дептранса предложил ввести к концу 2014 года ограничение максимальной скорости движения автомобилей внутри Бульварного кольца — 40км/ч. Как ояснили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), это поспособствует повышению безопасности.

Столичный Департамент транспорта предложил ввести к концу 2014 года ограничение максимальной скорости движения автомобилей внутри Бульварного кольца — 40км/ч. Как позже пояснили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы, изменение скоростного режима поспособствует повышению безопасности. Однако, в отличие от пешеходов и экспертов в сфере транспорта, автомобилисты восприняли грядущее нововведение близко к сердцу. В Общественной палате РФ попытались разобраться, кто выиграет, а кто проиграет от того, что на подъездах к Бульварному кольцу водителей обяжут сбавлять газ.

Об инициативе ЦОДД при правительстве Москвы по снижению скоростного режима внутри Бульварного кольца стало известно в середине июля. Исключение сделают лишь для Тверской улицы и Кремлевского кольца (за исключением набережной), на остальных же улицах автомобилисты не смогут разогнаться быстрее 40 км/ч. Снижение скорости на дорогах в центре столицы существенно обезопасит пешеходов, - убеждены авторы идеи.

Как пояснил замруководителя ГКУ ЦОДД Александр Поляков, «различные исследования говорят о том, что комфортное движение по городу можно обеспечить только в случае, если скорость движения автомобилей на превышает скорость пешехода в 10 раз». Посему — раз средняя скорость пешехода составляет примерно 4 км/ч, то ограничение в 40 км/ч для автомобилей вполне разумно. Он также добавил, что регулировка скоростного режима позволит сохранить исторический облик центра города и сделать его более комфортным и безопасным для пешеходов, а также уменьшить транзитный автомобильный поток.

Напротив, с точки зрения председателя общественной организации «СтопХам» Дмитрия Чугунова, меры по ограничению скорости в центре Москвы «нецелесообразны» - «с таким же успехом можно сделать зону полностью пешеходной». «Это дополнительная нагрузка для сотрудников ГИБДД. Люди в любом случае будут нарушать. Потому что ночью, например, совершенно абсурдно держать скорость в 40 км/ч, когда ты едешь домой, никому не мешая. Люди в Москве при ограничении в 60 км/ч ездят 80 км/ч, и для них уже сейчас существующие скоростные ограничения вызывают споры», - полагает он.

В свою очередь ведущий автомобильной программы на телеканале «Россия-2» Эрик Давидович уверен: ограничение скоростного режима внутри Бульварного кольца парализует движение в центре города, особенно учитывая реалии дорожных процессов на кольцевой дороге.

«По большей части там едет только одна полоса. На двух правых полосах — либо припаркованные транспортные средства, либо люди, которые пытаются перестроиться. В любые праздничные дни, выходные Бульварное кольцо может стоять и в 2, и в 3 часа ночи. Даже при той скоростью, которая там есть сегодня. Если там сделать 40, а еще эту ситуацию контролировать с помощью видеокамер — центр будет парализован», - отметил Давидович.

Впрочем, подобные опасения нивелируют данные, которые привел Александр Поляков: средняя скорость свободного потока ночью внутри Бульварного кольца — 45 км/ч, а днем — чуть больше 30 км/ч. С точки зрения замглавы ЦОДД, именно уменьшение транзитного потока через центр Москвы будет главным последствием изменения скоростного режима. Кроме того, «колонизированное движение всегда способствует увеличению пропускной способности», - подчеркнул он.

В пользу сокращения максимально разрешенной скорости говорит и статистика ГИБДД. Если в целом по городу наиболее распространенный вид ДТП — это столкновение автомобилей, то в центре доля подобных происшествий составляет всего 27% от общего числа. Тогда как 57% аварий в пределах Бульварного кольца — это наезд на пешеходов. Как заметил Заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Евгений Ефремов, чем меньше скорость, тем меньше тяжесть последствий ДТП. В ГИБДД осознают, что нагрузка на сотрудников возрастет, однако уверены: жизнь пешеходов в центре столицы станет безопаснее.

В свою очередь лидер межрегионального общественного движения в поддержку автомобилистов «Позиция» Елена Гудович винит в ДТП с участием пешеходов самих пешеходов. По ее мнению, рост количества наездов на людей связан со сменой вектора развития от строительства подземных переходов к наземным. «Когда ввели приоритет пешехода перед автомобилями, пешеходы потеряли страх за собственную жизнь, они переложили ответственность за свою жизнь на человека, едущего за рулем. Хотя это должно было быть воспитано еще со школьной скамьи», - заявила она.

Более того, лидер движения «Позиция» полагает, что сокращение скоростного режима в пределах Бульварного кольца доставит неудобства автомобилистам, проживающим в ЦАО. В проблемах дорожного трафика Елена Гудович обвинила светофоры, которые «работают по принципу азбуки Морзе».

Председатель общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин горячо поддержал планируемые скоростные нововведения и жестко раскритиковал мнение предыдущего выступающего. Эксперт отметил, что подземные пешеходные переходы — это «остаток советского градостроительного мышления». «Если мы с вами погуляем по европейским городам, то мы увидим, что под землю человек спускается только в сабвэй (метрополитен - «Росбалт»). Наивное представление начальной эпохи автомобилизации, что автомобиль — хозяин в городе, а пешеход должен его бояться. Эти представления существовали в Чикаго или в Детройте 100 лет назад, где-нибудь в Европе — 60 лет назад. То, что у нас общественность такими представлениями живет — это печально», - сказал он. Также Михаил Блинкин привел в пример американский Манхэттен, где «живут нисколько не более бедные люди, чем у нас на Бульварном кольце», и на тысячу жителей приходится всего 90 автомобилей. «Американцы прекрасно понимают, что рассчитывать на автомобильную мобильность не приходится. Если у нас некоторые люди, которые живут наивными представлениями «Я купил квартиру и автомобиль, и город должен мне предоставить все условия для свободной езды», то это откровенная глупость, которую Москва рано или поздно переживет. Чем раньше, тем лучше», - резюмировал специалист.

Начальник отдела обеспечения сохранности автомобильных дорог и организации дорожного движения Управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Александр Гордиенко полагает, что снижение скоростного режима не уменьшит поток транзитного транспорта через центр города, а только ухудшит экологию, поскольку автомобили на дороге будут находиться дольше. «Изменять организацию дорожного движения в отдельно взятом районе — зачем? А в близлежащих районах — там не такие же люди живут. Если делать, то во всех районах», - отметил он.

И тем не менее, со статистикой сложно спорить, отмечают сторонники введения ограничения скорости. Согласно данным, приведенным председателем межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов, рост числа наездов в этом году составил почти 24%. Главная причина роста жертв среди пешеходов — высокий скоростной режим, - убежден Владимир Соколов. В завершение он сообщил о создании специальной общественной комиссии, занимающейся разработкой законопроекта об уменьшении максимально разрешенной скорости передвижения автомобилей во всех городах России.

Денис Гольдман