Posted 15 июля 2014,, 14:21

Published 15 июля 2014,, 14:21

Modified 30 января, 23:01

Updated 30 января, 23:01

Метро требует вложений в безопасность

15 июля 2014, 14:21
В столичном метрополитене произошла небывалая трагедия. В утренний час пик на Арбатско-Покровской линии после резкой остановки поезда сразу три вагона сошли с рельсов. В результате около 20 человек погибли, больше сотни пострадали.

В столичном метрополитене произошла небывалая трагедия. В утренний час пик на Арбатско-Покровской линии в тоннеле между станциями "Славянский бульвар" и "Парк Победы" после резкой остановки поезда сразу три вагона сошли с рельсов. В результате около 20 человек погибли, больше сотни пострадали.

По словам экспертов, подобного в истории московского метрополитена еще не бывало, хотя сегодняшний случай — далеко не первое происшествие в столичной подземке в этом году. Он становится в один ряд с короткими замыканиями, задымлениями, затоплениями, вбитыми в тоннель сваями с той лишь разницей, что раньше счастливым образом обходилось без массовых жертв.

По одной из версий, причиной трагедии, стал сбой стрелки на путях: она не успела встать в нужное положение, когда произошел скачок напряжения в контактном рельсе. По другой версии, авария произошла из-за срабатывания пожарной сигнализации и экстренного торможения обесточенного состава.

В результате случившегося поезд метро врезался в стену, разделяющую два тоннеля. Первые три вагона пострадали больше остальных, четвертый поврежден частично. Сведения о количестве жертв менялись в большую сторону с каждым часом информации о ходе спасательных работ. По предварительным данным на вечер вторника, погибли около 20 человек, более ста госпитализированы.

По словам экспертов, аварий, сопровождавшихся сходом вагонов с рельсов, в столичной подземке еще не было. Однако сегодняшний случай — далеко не первый, парализовавший работу метрополитена за последнее время.

Первый громкий скандал в этом году разразился 22 января, когда между станциями "Автозаводская" и "Коломенская" Замоскворецкой линии тоннель подземки пробила строительная свая. Спустя пару дней сбой в движении поездов произошел на Калининской ветке, а еще через неделю — на Калужско-Рижской. И в том, и в другом случае чиновники попеняли на «техническую неисправность».

Особенно насыщенным происшествиями оказался февраль. Cбой произошел 16 февраля на Калининской линии, когда при проведении реконструкции вентиляционной шахты в тоннель провисла «металлическая конструкция», препятствующая движению поездов. Через день в утренний час пик было остановлено движение поездов от станции «Текстильщики» до станции «Баррикадная» Таганско-Краснопресненской линии. Под занавес месяца все те же «технические причины» парализовали движение поездов по одной из самых загруженных Сокольнической ветке, где образовалась давка.

Не обошлось без происшествий и в марте. В начале месяца в тоннеле между станциями "Бауманская" и "Курская" Арбатско-Покровской линии метро застрял поезд с пассажирами — у состава сломались колодки. Еще одна трагическая история произошла 21 марта, когда в результате подтопления путей на части Арбатско-Покровской линии московского метро погиб человек. Тогда при проведении ремонтных работ на поверхности был поврежден водовод. Подтопление затронуло 25 метров путей, в эту зону попали два состава. В результате движение поездов между станциями "Щелковская" и "Партизанская" было прервано.

Буквально на следующей неделе, 25 марта произошел сбой в движении поездов на Таганско-Краснопресненской ветке. Причиной послужило возгорание силового кабеля на перегоне между станциями "Текстильщики" и "Волгоградский проспект".

Неисправность стрелочного перевода 4 апреля стала причиной сбоя в движении поездов на участке Арбатско-Покровской линии от станции "Митино" до станции "Пятницкое шоссе".

Между тем, по утверждениям руководства метрополитена, что количество сбоев в сравнении с предыдущими годами не растет, а снижается. Но такой аварии, как сегодня, в столичном метро еще не было.

В том, что послужило причиной трагедии, сейчас предметно разбирается Следственный комитет РФ, возбудивший уголовное дело по факту аварии.

«Лица, которые довели до подобной ситуации, должны понести ответственность. Не будет ответственности, не будет никакого проку», - заявил «Росбалту» депутат Мосгордумы Андрей Клычков.

Однако то, что происходит в последнее время в подземке, стоит рассматривать комплексно, уверен собеседник агентства. «В погоне за статистикой и попыткой представить выдающиеся темпы работы, забыты тонкости создания полноценной безопасности такого общественного транспорта как метрополитен», - считает он.

«Последние 20 лет московское метро просто эксплуатировалось. Оно не ремонтировалось. Сейчас вкладывают огромные средства в открытие новых станций, в закупку новых вагонов, но при этом электропроводка, которая функционирует уже более 20 лет, дает сбои», - считает депутат.

По словам Клычкова, вместо того, чтобы регулярно повышать тарифы на проезд в метро и направлять деньги «неизвестно на какие направления», нужно заниматься повышением безопасности.

Того же мнения придерживается и председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. Она заявила «Росбалту», что сейчас процесс замены старого оборудования московского метрополитена на новое идет, однако проблемы накапливались очень давно. Значительная его часть не менялась еще с советских времен, «было не до этого», говорит депутат. Хованская считает, что для предотвращения подобных аварий следовало бы ускорить процесс замены старого оборудования московского метро на новое.

Между тем, транспортный эксперт, генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов напомнил, что ЧП произошло на новой ветке метро, которая была построена десять лет назад, и если в целом для метрополитена подобная рекомендация, что называется, «в кассу», то сегодняшнюю аварию списывать на устаревшее оборудование, по его мнению, не стоит.

«Сейчас, как известно, городскими властями проводится политика, при которой горожане с личного автотранспорта должны пересаживаться на общественный, и, казалось бы, потребитель, приобретая за свои деньги проездной в метрополитен, должен быть уверен в том, что услуга по перевозке будет оказана качественно, однако метрополитен гарантий в отношении качественных перевозок дать не может. Более того, получается, что в мирное время, без каких-либо терактов, люди в метрополитене гибнут и калечатся», — отмечает, в свою очередь юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов.

Анна Семенец