Posted 6 августа 2014,, 13:50

Published 6 августа 2014,, 13:50

Modified 31 марта, 12:14

Updated 31 марта, 12:14

Удар в лицо для активиста

6 августа 2014, 13:50
В Подмосковных Люберцах у своего дома был жестоко избит Вадим Сухоруков. Он возглавлял инициативную группу горожан, выступающих против точечной застройки в районе улицы 8 Марта.

В Подмосковных Люберцах у своего дома был жестоко избит гражданский активист Вадим Сухоруков. Он возглавлял инициативную группу горожан, выступающих против точечной застройки в районе улицы 8 Марта. Соратники Вадима предполагают, что причина нападения на активиста непосредственно связана с его деятельностью. За неделю до покушения он обращался в Ростехнадзор с просьбой устранить нарушения, допускаемые, по его данным, компанией-застройщиком.

Вечером 29 июля гражданскому активисту Вадиму Сухорукову позвонили из Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и пригласили как автора заявления о нарушении компанией-застройщиком техники безопасности на утреннюю проверку. Сотруднику ведомства, представившемуся как Уделин, молодой человек охотно дал согласие. На следующий день Вадим Сухоруков примерно около девяти утра он вышел из дома и отправился на стройплощадку вместе с соседкой, которую встретил по пути. Внезапно из-за дыры в строительном заборе выбежали двое мужчин в спортивной одежде.

«Там двести метров мне пройти надо было – стройка в соседнем от моего дома дворе. В строительном заборе есть разрыв – проход еще к одному дому. Вот из этого разрыва выбегают, из-за угла. А с соседкой разговаривал, мы вышли вместе из подъезда. Когда я голову вперед повернул, последнее, что увидел, — кулак у своего лица», - вспоминает активист.

Похоже, первые, самые мощные удары преступники наносили с разбега: Вадим сразу потерял равновесие и упал на землю, после чего его продолжили избивать.

Вскоре преступники поспешно скрылись, но сотрудники полиции на вызов прибыли больше чем через час, когда пострадавшего уже увезли в больницу на «скорой». Врачи диагностировали у Вадима Сухорукова переломы глазницы и носа, множественные сколы лицевой кости, а также тяжелое сотрясение мозга. До сих пор он находится в больнице, однако со дня инцидента полиция даже не заинтересовалась произошедшим. «В полицию позвонил сразу же, когда эти подонки убежали, но полиция так и не приехала, и даже сюда, в больницу, до сих пор не пришла. Здесь, говорят, уже сообщали. Но вот уже пять дней нет никого», - говорит пострадавший.

Корень конфликта между жителями одного из районов подмосковных Люберец со строительно-инвестиционной компанией «САС» кроется в расположении подъемного крана. Как объяснил «Росбалту» адвокат Дмитрий Фирсов, который уже на протяжении полугода помогает люберчанам отстаивать свои права в суде, строительство нового жилого комплекса «из-за очень малого пятна застройки не помещается в границах строительной площадки» и, соответственно, установленный застройщиком высотный кран проносит многотонные грузы над головами прохожих и крышами близлежащих пятиэтажек. Вадим Сухоруков обратился в Ростехнадзор по этому поводу еще в конце июня. Ответ с отчетом о проведенной проверке пришел активисту в начале следующего месяца. В ведомстве сообщили, что за три недели компания, обслуживающая работу крана, обязана устранить выявленные нарушения и выплатить штраф в 200 тысяч рублей и, таким образом, ее руководитель привлечен к административной ответственности.

«После того, как компанию оштрафовали за этот кран, я задал вопрос: правонарушений мы зафиксировали несколько, а протокол у вас один составлен? Меня вызвал, заместитель начальника управления Ростехнадзора, пригласил других руководителей, и они спокойно, деликатно объяснили, что они не совсем как полиция – не выезжают на каждый вызов моментально. Они запрашивают санкцию в прокуратуре и на месте составляют акт освидетельствования. Также они обязаны уведомлять крановщиков заранее, за несколько дней. В итоге тогда мы договорились, что будет контрольное мероприятие, на которое меня пригласят», - рассказывает Вадим Сухоруков.

Однако активист полагает, что нарушения техники безопасности не могут быть устранены без полного прекращения строительных работ. Площадь настолько мала, что, куда бы ни переставили злополучный кран, нарушений не избежать.

Тем временем уголовное дело о нападении до сих пор не возбуждено. Материалы были поручены районному участковому, тогда как расследовать преступление такого уровня должен был уголовный розыск, сообщил «Росбалту» Дмитрий Фирсов. «Если материалы отправили участковому, это значит, что на материале поставили крест. Это такие детские шалости. Бабушки во дворе поругались, кто собачку будет выгуливать — это да, материал уровня участкового. А по-хорошему, этим делом должен был заняться уголовный розыск. А они ни дела не возбудили, ничего не возбудили, даже на место приехали через час, когда Вадима уже на «скорой» увезли», - говорит он.

Между тем и участковый перестал заниматься делом о нападении на молодого человека: дежурный врач «скорой помощи» при оформлении документов ошибся с номером квартиры, где живет активист. «Участковый решил, что квартира не существует, значит, и дела нет. И все. Даже никто не занимался этим избиением, вообще парадоксальная ситуация», – добавляет Фирсов. Он намерен писать заявление в правоохранительные органы, чтобы преступление хотя бы начали расследовать.

Впрочем, как отмечают люберецкие гражданские активисты, злополучный кран после происшествия так и не был убран застройщиком.

«Этот кран также работает, ничего не изменилось. Что это за заключение эксперта, который к нам приезжал сюда, по фамилии Уделин, мы не знаем. Он тогда прибыл на место, я с ним разговаривала. Вадим мне тогда позвонил и сказал, что его избили. И он не вышел, хотя это в двух минутах от стройки буквально! Не вышел, не поинтересовался, что с человеком, которого он сам на проверку пригласил», - рассказывает Наталья Тверская, член гражданской инициативной группы. По ее словам, люберчане последовали совету замначальника центрального управления Ростехнадзора и обратились в ведомство с просьбой провести служебное расследование по факту инцидента. Кроме того, на следующий день после нападения на Вадима Сухорукова активисты направили запрос лично губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву, а также зампреду правительства МО по строительству Герману Елянюшкину.

«В январе Вадим был на приеме у Елянюшкина, указывал на нарушения градостроительного законодательства, которые подтвердили потом и главархитектура, и наша, люберецкая прокуратура. Елянюшкин ему тогда якобы сказал: «Парень, не мешай нам строить, мне надо отчитаться за ветхое жилье перед Воробьевым», - делится Наталья Тверская и добавляет, что намерена писать заявление в Следственный комитет.

В целом борьбу с точечной застройкой жители Люберец ведут с переменным успехом уже довольно давно. В последнее время и с той же строительно-инвестиционной компанией «САС». Характерным примером здесь служит упомянутое Натальей Тверской постановление (марта этого года) местной прокуратуры о невозможности возведения новостройки близ объекта культурного наследия – Церкви Святой Троицы, возведенной в подмосковном городе еще в 1913 году. Касается оно как раз «САСа»

«Дом начинают строить в непосредственной близости от памятника, хотя его охранная зона не установлена. Очевидно, это злоупотребление, прокуратура фактически указала администрации Люберец на нарушение закона, - поясняет Дмитрий Фирсов. - Но сказали «А», а «Б» уже говорить не хотят. Если вынесено предостережение, и администрация его не удовлетворила, прокурор должен идти в суд и доказывать там, что он прав. Но он не хочет идти в суд. Вот такая ситуация», - отметил юрист.

Денис Гольдман