Posted 11 августа 2014,, 10:35

Published 11 августа 2014,, 10:35

Modified 31 марта, 12:10

Updated 31 марта, 12:10

Путешествие без "лабиринтов"

11 августа 2014, 10:35
На российский туристический рынок обрушился вал банкротств. Испорченный отпуск, потерянные деньги, удар по репутации туриндустрии… Ситуацию обсудили участники слушаний в Общественной палате РФ.

В последние две недели на российский туристический рынок обрушился вал банкротств туристических компаний. До сих пор за границей остаются тысячи россиян - клиентов обанкротившихся туроператоров "Лабиринт" и "Интаэр". Испорченный отпуск, потерянные деньги, социальная напряженность, и серьезнейший удар по репутации российской туриндустрии на международной арене. Как избежать подобных ситуаций, обсудили участники слушаний в Общественной палате РФ.

Возвращением российских туристов на родину сейчас активно занимается ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Именно те средства туроператоров, которые аккумулировал ее фонд, и спасают ситуацию, подчеркнул начальник управления международного сотрудничества Ростуризма Валерий Коровкин.

Только в период со 2 по 6 августа "Турпомощь"организовала экстренную эвакуацию 9,5 тыс. туристов на вывозных рейсах. На конец прошлой недели из 25 тыс. клиентов обанкротившихся туристических компаний, за границей по-прежнему оставалось около 6 тыс. человек. Вернуть их на родину ассоциация обещала до 12 августа.
При этом Коровкин посетовал на то, что у самого Ростуризма никаких рычагов по защите прав туристов за рубежом никогда и не было — оно изначально создавалось для развития современного конкурентоспособного рынка туризма в России. В сложившейся же чрезвычайной ситуации ведомство оказалось беспомощным.

«На такой случай должен существовать отлаженный гарантированный алгоритм поведения всех участников рынка. Надеюсь, что нынешний кризис даст толчок всем: госструктурам, бизнесу, страховым компаниям, к тому, чтобы отрегулировать систему взаимоотношений. Турист, который купил продукт, должен быть надежно защищен и получить то, за что заплатил деньги», - подчеркнул он.

Согласился с ним и первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб. По его словам, медлить с принятием необходимых мер не стоит, поскольку, по прогнозам экспертов, подобная история в этом году может оказаться не последней.

Член ОП РФ обратил внимание, что госструктура, которая, по всем законам жанра, должна была решать подобные вопросы, выглядит сегодня скорее как "государственный нотариус, который ведет реестр туристических фирм", нежели как ведомство, способное принимать решения, способные вывести ситуацию из кризиса. «Если раньше Ростуризм хотя бы лицензии выдавал на занятие туристической деятельностью, то сегодня никаких контрольно-надзорных полномочий у него нет. Я понимаю, что одна из функций ведомства — развитие внутреннего туризма, но на практике то у нас развивается внешний, нужно и эту сферу контролировать», - отметил Гриб.

Он уверен, что Ростуризм следовало бы преобразовать из агентства в федеральную службу по надзору в сфере туризма.
«Нужно определить статус и полномочия ведомства, и по примеру ЦБ, который назначает своих представителей в крупные банки, дать ему возможность назначать своих в турфирмы», - полагает член ОП.

«На российском туристическом рынке сегодня порядка 20 тыс. турагентств и 4 тыс. туроператоров, из которых 1,7 тыс. занимаются выездным туризмом. Получается, что у нас каждый пятый — туроператор, тогда как в Великобритании лишь каждый пятидесятый», - отметил Гриб. В этой связи он предложил совместно с Ростуризмом и ЦБ РФ выделить страховщиков, которые получат право страховать риски. При этом, туристические компании, которые такую страховку не оформят, не смогут получить разрешения на туроператорскую деятельность — их просто не внесут в реестр.

При этом, как подчеркнул Сергей Марков, страхование не должно носить формальный характер. «На законодательном уровне должен быть введен некий минимум страховых услуг. Кроме того, нужно исключить деятельность на этом поприще аффилированных структур», - отметил он.

Начальник отдела информирования и консультирования населения и организации взаимодействия с общественными потребительскими объединениями Роспотребнадзора Ирина Вежлинская в свою очередь отметила, что в законе "Об основах туристической деятельности" следовало бы прописать основные требования к страховым компаниям, в частности, требования к их уставному капиталу.

Марков обозначил и еще одну проблему: в последнее время, из-за высоких рисков в этой сфере, крупные страховые компании все чаще отказываются работать с туристическим рынком. По крайней мере, в той системе коррдинат, в которой эта работа велась раньше.

Правда, по словам председателя комиссии по безопасности Ростуризма, генерального директора НП «Центр защиты и помощи гражданам за рубежом и поддержки соотечественников» Дмитрия Давыденко, причина их отказа совершенно иная. "Многие наши компании имеют западных собственников. Они бы и рады сотрудничать со страховыми компаниями, но не могут - по европейским нормам, это недопустимо. Такая же ситуация складывается в отношении компаний с иностранным участием", - пояснил он.

Кроме того, крупные туроператоры должны получать страховку на огромную сумму, заметил Давыденко. "Не могут наши страховые компании такое покрытие предоставить — просто не хватает финансового объема. А тем, у кого хватает, не позволяет страховать законодательство. И если не изменить ситуацию на законодательном уровне, в России так и будут появляться такие компании, как "Восхождение", которые в промышленных масштабах страхуют риски, не имея достаточного покрытия", - резюмировал он.

В свою очередь представители Всероссийского союза страховщиков предложили создать в стране некий "перестраховочный страховой пул", куда все страховые компании вносили бы определенный вклад. В случае банкротства компаний, средства из этого фонда шли бы на выплаты пострадавшим. Однако, по мнению добросовестных страховщиков, членство в пуле должно быть не добровольным, а обязательным, и создаваться он должен по инициативе органов государственной власти. Иначе привлечь недобросовестные компании сотрудничеству будет сложно.

Пересмотра требуют и нормы в части чартерных перевозок. "Совершенно недопустимо, что сейчас туристы получают билеты на рейс только в аэропорту, тогда как обеспечить их билетами турфирмы должны не позднее, чем за 24 часа до вылета. Кроме того, согласно Авиационному Кодексу, граждане обязательно должны иметь билеты на обратный вылет, которые они, к слову, уже оплатили", - подчеркнул Марков.

Согласился с ним заместитель начальника управления регулирования перевозок Росавиации Юрий Малышев. Во-первых, по мнению чиновника, необходимо запретить туроператорам продавать билеты на чартерные рейсы в розницу - они должны продаваться только в туристическом пакете. Во-вторых, обязать туроператоров и агентов продавать турпакеты с предоставлением билетов в оба конца на чартерные рейсы, а не просто ваучеров или квитанций.

Председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков предложил иной вариант решения проблемы. "Любой туроператор или сайт, продающий билеты, должен быть уполномочен авиакомпанией на продажу. Если авиакомпаания выдала "аккредитацию", она должна в любом случае перевезти туристов, перечислила турфирма ей деньги за перелет или нет", - пояснил Янков. Если же аккредитации у компании нет, всю ответственность за возвращение туристов она должна нести сама. Таким образом, отсутствие такой "аккредитации" как минимум насторожит туристов и сподвигнет их убедиться в надежности компании.

При этом эксперт считает, что принимать решения на далекую перспективу сегодня бессмысленно - сфера туризма не имеет будущего. "Сегодня люди все чаще организуют путешествие самостоятельно: выбирают гостиницы, заказывают билеты, оформляют визы. Скоро туристический бизнес отойдет в прошлое", - уверен он.

Анна Семенец