Posted 14 августа 2014,, 16:06

Published 14 августа 2014,, 16:06

Modified 31 марта, 12:06

Updated 31 марта, 12:06

Как должен "звучать" город

14 августа 2014, 16:06
Идея нового городского облика, разработанная молодыми архитекторами для подмосковного Клина, вызвала оживленную дискуссию. Одни эксперты говорят, что реальность скорректирует дерзкие планы, а другие предлагают не бояться заглянуть в будущее.

Облик многих подмосковных городов в ближайшем будущем сможет кардинально измениться к лучшему. Над тем, чтобы городская среда стала комфортной для жителей, а сами города – красивыми и самобытными, работает сейчас целая группа экспертов: экономистов, урбанистов, архитекторов, специалистов по брендингу и др. Предложение системно заняться созданием «культуры пространства» для подмосковных городов и памятных мест исходило от правительства Московской области и было озвучено губернатором Андреем Воробьевым.

После представления на суд общественности первого пилотного альбома, разработанного для Клина, вокруг программы ребрендинга подмосковных городов развернулась оживленная дискуссия с участием как обычных граждан, так и авторитетных экспертов. Это стало еще одним доказательством того, что общественный интерес к проблемам городской среды, к качеству и комфорту жизни становится сейчас все более острым. Людям очень важно, чтобы их «малая родина» выглядела достойно и современно, имела неповторимый стиль, сохраняла свои традиции.

Большой резонанс вызвали работы архитекторов, предложивших для города Клина, где жил и творил композитор Петр Чайковский, особую концепцию развития, включающую в себя не только создание логотипа и стилистики с акцентом на неповторимое «звучание» этого памятного в российской истории места, но и кардинальную реконструкцию городской инфраструктуры. Например, выделение пешеходных зон, так называемое «звуковое зонирование» территории, благоустройство улиц и площадей, обновление транспортных артерий и т.д.

Впервые к работе над столь масштабным архитектурным проектом привлекли молодых дизайнеров и архитекторов под руководством Игоря Чиркина – лауреата премии «Авангард» на звание лучшего молодого архитектора России 2011 года. Как пояснил куратор программы, советник губернатора Подмосковья по вопросам культуры, туризма и спорта Игорь Чайка, над альбомом Клина в течение трех месяцев трудились около 40 специалистов. Принципиальным было дать простор фантазии профессионалам, но при этом учитывать мнения и пожелания жителей Клина, уйти от штампов, которыми часто грешат архитекторы старшего поколения, пусть даже самые маститые.

Коллеги по цеху отнеслись к проекту достаточно ревниво: молодых архитекторов упрекали в поспешности, в том, что не все детали в альбоме скурпулезно проработаны. Маркетологи утверждали, что бренд города мог быть более солидным и величественным. А зрелые специалисты, имеющие печальный опыт общения с отечественной строительной отраслью, предсказывали, что реальность неизбежно станет корректировать дерзкие планы.

По словам архитектора Екатерины Титовой, в альбоме «неплохо прописаны общественные зоны центральной улицы Гагарина: площадки, скверы, благоустройство». Но в Москве, говорит Титова, тоже «центральные улицы делают пешеходными, в результате получаются каменные джунгли с редкими растениями в решетках». «Вместо всей этой зеленой красоты снова получится страшное пространство, мощенное бетонной плиткой», - предостерегает эксперт. По ее мнению, в случае с Клином надо было «останавливаться только на декоре и не трогать тему функциональности» - слишком много бытовых проблем города творческой молодежи решить не по силам.

С Титовой не согласен руководитель «АИ-Студия», консультант Архитектурного совета города Москвы Василий Сошников. Безусловно, говорит он, любой пилотный проект, созданный в краткие сроки, неизбежно подвергают доработке и дальнейшей адаптации к городским реалиям, что и происходит сейчас. «Однако всегда важно задать вектор движения, мыслить широкими перспективами, а не зацикливаться на малых формах или отдельных эффектных элементах», - считает Сошников. По его мнению, именно молодые дизайнеры и архитекторы способны «забыть о стиле барокко», которым грешит архитектура подмосковных городов. При этом, считает эксперт, очень важно, чтобы свои суждения об их работе смогли высказать как можно больше опытных специалистов.

«В споре рождается истина, и если Клин действительно собирается «звучать», то многоголосие только к лучшему, - подчеркивает Сошников. – Не зря архитектуру называют «застывшей музыкой»: мы понимаем, как важно всегда соблюдать принципы полифонии. Но и затягивать «концерт» до бесконечности, увязая в деталях, тоже смысла нет. Проект важен именно тем, что он позволяет развивать социально значимую тему визуального облика наших городов, искать нестандартные решения. И не бояться заглянуть в будущее, которое сам же и станешь создавать собственными руками, порой методом проб и ошибок. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает и ко всему безразличен».

Екатерина Савельева