Posted 19 августа 2014,, 18:25

Published 19 августа 2014,, 18:25

Modified 31 марта, 12:02

Updated 31 марта, 12:02

Водителям прописали автодромы

19 августа 2014, 18:25
Изменение правил обучения в автошколах вызвало немало вопросов. В СМИ уже появилась информация о том, что новшества буквально выдавят с рынка до 80% автошкол, а стоимость обучения в оставшихся кратно возрастет.

Новые правила обучения в автошколах вызвали немало вопросов у потенциальных водителей и самих образовательных учреждений. Так, согласно нормативным документам, у автошколы должна быть своя учебная площадка, причем, площадью не менее 0,24 га. Далеко не каждая организация может похвастать таким автодромом, особенно в условиях мегаполиса. В СМИ уже появилась информация о том, что новые требования буквально выдавят с рынка до 80% автошкол, а стоимость обучения в оставшихся кратно возрастет. Развеять мифы вокруг нашумевшего документа постарались чиновники профильных ведомств и представители профессионального сообщества.

Если раньше автошколы работали с пятью образовательными программами, то теперь в их распоряжении сразу 28 - на выбор. Среди них 16 программ подготовки водителей по тем категориям, которые установлены законом «О безопасности дорожного движения», 10 программ переподготовки, которые позволят в более короткие сроки и по умеренной цене, имея какую-то категорию, получить любую другую, и еще две программы повышения квалификации для тех, кто сначала отучился водить на автомобиле с коробкой-автоматом, а потом выразил желание водить авто на механике.

Ядром всех программ является базовый курс, который автошколы смогут преподавать в одной учебной аудитории, вне зависимости от выбранной слушателем категории вождения. Это, в некотором смысле, определенное преимущество для образовательных учреждений, заметила президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

«Впервые законом разрешено вождение в темное время суток, в условиях недостаточной видимости. Само количество часов на вождение увеличено: один час вождения равен астрономическому часу — 60 минут, в отличие от учебного часа — 40 минут. Для категории «Б» количество часов вождения увеличено до 56 — для механики, до 54 — для автомата», - отметила президент ассоциации.

Появился в программе и новый предмет - «Психофизические основы деятельности водителя». «В последнее время мы часто наблюдаем на дорогах страны конфликтные ситуации, которые порой заканчиваются для участников движения печальным образом. Новый предмет поможет все эти конфликтные ситуации предотвратить», - уверена она.

При этом Шутылева подчеркнула, что в некотором смысле этот предмет был в автошколах и ранее и преподавался в рамках занятий по «основам безопасного управления транспортным средством. Сейчас на него лишь выделили дополнительное учебное время — 12 часов.

Большую часть занятий будут составлять специальные тренинги. Темами для обсуждения станут в том числе взаимоотношения с уязвимыми участниками дорожного движения: детьми, инвалидами, велосипедистами.

Еще одна отличительная черта новых программ - возможность обучения вождению с прицепом. Такая возможность предусмотрена для определенных категорий по желанию потребителей. «Для тех, кто обучаться вождению с прицепом не захочет, эти шесть часов будут распределены на другие темы», - подчеркнула Шутылева.

Новые программы также содержат ряд обязательных требований к автошколам: учебным кабинетам, преподавательскому составу, транспортным средствам, учебным площадкам. В частности, установлен минимальный размер автодрома — 0,24 га.

При этом он убежден, что никаких вопросов на этот счет у автошкол возникать не должно - значительная часть требований, установленных новой программой, и раньше учитывалась организациями при осуществлении образовательной деятельности.

«Результаты проверок будут размещены на информационных ресурсах территориальных органов ГИБДД, чтобы каждый потребитель мог удостовериться в легальности деятельности школы», - отметил чиновник.

Он обратился к автошколам с просьбой не затягивать с подачей заявлений. Дело в том, что в течение ближайших 2-3 месяцев инспекции предстоит проверить 11,5 тыс. образовательных организаций этого типа.

Первоначально проверка будет достаточно массовой, согласился Борисов. «При этом нужно понимать, что далеко не все автошколы смогут даже обратиться за проведением этого обследования, если заведомо знают, что требования закона не выполнены. Кроме того, территориальные управления госавтоинспекции, в большинстве своем, достаточно хорошо знают материально-техническую базу автошкол в своем районе», - подчеркнул он.

«Массовость проверок будет иметь место, однако в дальнейшем, эта работа перейдет в стадию плановой, заверил чиновник. В свою очередь представитель Минобрнауки Наталия Золоторева обратила внимание, что раз в год в автошколы наведывается лицензионная комиссия. Она то и рассмотрит «под микроскопом» все недостатки, которые могли не заметить инспекторы, работая в режиме аврала.

Правда, пока, несмотря на то, что программа уже вступила в силу, никакого ажиотажа на получение необходимых документов в инспекции нет. «В Москве, например, подано всего два заявления на 300 автошкол», - добавил Борисов.

Можно предположить, что автошколы просто опасаются не пройти ревизию, ведь требованиям в части площади автодрома соответствуют лишь единицы. Однако, по мнению президента профессиональной ассоциации Татьяны Шутылевой, добросовестным организациям бояться нечего. По ее мнению, с рынка уйдут лишь псевдо школы, которые предлагали пройти обучение за 4-6 лекций и по заманчиво низкой цене в 5-6 тыс. рублей.

Шутылева процитировала текст одного из объявлений о наборе в автошколу, встреченном накануне пресс-конференции в Сети: «Внимание! С 18 по 24 августа для всех действует 15% скидка. Взнос - 6,8 тыс. рублей. Предлагаем воспользоваться уникальной возможностью записаться в автошколу до 24 августа по старой программе».

«Можете представить себе качество обучения вождению категории «В» за 6,8 тыс. рублей в нарушение всех вступивших в силу законов. И это при том, что Минобрнауки всем автошколам разъяснило, что с 12 августа набирать слушателей можно только по новым программам, получив соответствующие разрешения и согласования», - подчеркнула выступающая.
«Пройдет время, когда система заработает, и мы надеемся, что такие организации, которые являются хорошими коммерческими бизнес-проектами и не имеют отношения к качеству обучения, уйдут с рынка», - заключила она.

Между тем, как заявили в Минобрнауки, ведомство предпринимает необходимые меры с тем, чтобы помочь добросовестным организациям в поиске земли. По словам Золоторевой, в соответствии с постановлением правительства о лицензировании образовательной деятельности, учебная площадка должна быть у автошколы в наличии на любых законных основаниях: свидетельство о праве на собственность или договор аренды.

«В новом законе «Об образовании» предусмотрена такая форма как сетевое обучение. В рамках этой формы автошкола по договору может проводить практические занятия на площадке той автошколы, которая соответствует установленным требованиям», - заявила представитель ведомства. В частности, в Челябинской области такая форма обучения уже практикуется, подчеркнула она.
«Есть и другой вариант решения проблемы с автодромами - создание центров коллективного пользования, которые могли бы организовать муниципалитеты или субъекты РФ. Это решение особенно актуально для мегаполисов, где, действительно, проблема со свободными площадями», - заметила представитель ведомства.

По ее словам, услугами центра могли бы пользоваться все автошколы, у которых своих площадок нет.

«Что касается столицы, на днях мы обратились с письмом к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой оказать содействие городским автошколам в выделении площадей для создания учебных площадок. Кроме того, мы подготовили аналогичные письма во все субъекты РФ. В ближайшее время они будут направлены», - заключила она.

По сути, пока автошколы могут работать и в рамках действующих лицензий, заметила начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ Лариса Шмелькова. Привести документы в соответствие с новым законодательством необходимо до 1 января 2016 года.

«Но в связи со вступлением в силу новых программ, положения о лицензировании говорит о том, что не только получение новой лицензии, не только переоформление лицензии, но и осуществление образовательной деятельности возможно лишь при наличии необходимых согласований из ГИБДД. Поэтому, в любом случае, деятельность будет легитимна только при наличии соответствующих документов. Без них автошколы имеют право лишь выпустить тех слушателей, которых набрали до 12 августа», - подчеркнула Шмелькова.

Предсказать, кто реально уйдет с рынка, по ее словам, пока крайне сложно. «До 2010 года картина была понятна - ГАИ всегда проводила обследования школ, выдавала акты. С 2010 года порядок поменялся, и лицензии стали выдавать по предъявлению определенного набора документов, безо всяких обследований. Какова сейчас ситуация по этим организациям: какие кадры, материально-техническая база, транспорт - никто не знает. Все это выяснится только после проведения обследования», - заметила она.

При этом, как отметил Борисов, в 2010 году в стране насчитывалось порядка 8 тыс. автошкол. С тех пор добавилось не так много новых — около трех тысяч. «Я далек от мысли, что все они не соответствуют требованиям. Таким образом, по мнению чиновника, отсев будет не критичным», - заверил он.

В свою очередь Шутылева подчеркнула, что поддаваться на провокации не стоит, и ни о каком 80-процентном отсеве речи не идет. «На рынке достаточно серьезных организаций, которые уже находятся в стадии подготовки необходимых документов», - заключила она.

Анна Семенец

Пройти тест на знание ПДД можно здесь.