Posted 20 августа 2014,, 17:59

Published 20 августа 2014,, 17:59

Modified 31 марта, 12:00

Updated 31 марта, 12:00

Голосование на дому защитят от фальсификаций

20 августа 2014, 17:59
На прошлых выборах в столице около 4% избирателей проголосовало на дому, и еще 1,8% - в больницах и СИЗО. Между тем именно эту процедуру многие наблюдатели считают наиболее закрытой. Однако в нынешнюю кампанию ситуация может измениться.

В преддверии выборов столичного градоначальника Московской городской избирательной комиссией был принят ряд значимых мер, позволивших сделать процедуру максимально прозрачной. Единственным моментом, заставляющим усомниться в чистоте результатов, по-прежнему остается выездное голосование: то заявления граждан о желании проголосовать на дому на поверку оказываются «липой», то бюллетеней в урне появляется в разы больше, чем записавшихся. Особенно возмущают критиков стопроцентные показатели явки в СИЗО и больницах. Однако к выборам в Мосгордуму МГИК обещает разобраться и с этим. Свои предложения о том, как это сделать, внесли участники круглого стола, прошедшего в стенах столичного правительства.

На выборах мэра Москвы около 4% избирателей проголосовало на дому, и еще 1,8% - в больницах и СИЗО, отметил председатель Комиссии по развитию гражданского общества, местного самоуправления, добровольческой деятельности Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов. По его словам, это довольно внушительная цифра, способная повлиять на результаты голосования в целом. Между тем именно эту процедуру многие наблюдатели считают наиболее закрытой, непрозрачной. Нередко граждане, якобы выразившие желание проголосовать на дому, принимать выездные бригады отказываются, и заявляют о том, что уже отдали свой голос — на участке. При этом выяснить, откуда взялись «липовые» заявления, не представляется возможным, поскольку никаких данных о лицах, передавших и принявших заявления о выездном голосовании, нигде не фиксируется. Настораживает и тот факт, что зачастую сами реестры заявлений о надомном голосовании на участке попросту отсутствуют, и проверить, кто из избирателей, действительно, заранее выразил свое желание, наблюдателям довольно сложно. Между тем надомное голосование все же пользуется популярностью у населения.

По словам главы столичного департамента соцзащиты Владимира Петросяна, на надомном обслуживании сегодня находится 126 тысяч одиноких и одиноко проживающих граждан, в том числе инвалидов. Из них, по предварительным данным, желание голосовать на дому выразили около 85 тыс. человек. «Это люди, которые не в состоянии покинуть пределы квартиры. Остальные 41 тысяч могут в сопровождении соцработников сами добраться до избирательных участков», - пояснил чиновник.

При этом депутат Госдумы РФ Владимир Крупенников подчеркнул, что если бы избирательные участки были доступны для инвалидов, количество надомников существенно сократилось бы.

В свою очередь, глава профильного ведомства заметил, что соцзащита уже предложила всем руководителям школ, на базе которых будут работать участковые избирательные комиссии, ступенькоходы, съемные пандусы, которые помогут инвалидам попасть на участок.

Однако совсем отказаться от надомного голосования, по словам Петросяна, не удастся. Он также отметил, что в ведомстве уже начали подготовительную работу по сбору заявлений от избирателей. Причем, делают это сотрудники служб в новом формате, предложенном Общественной палатой Москвы.

Так, согласно подготовленному порядку, в заявлении обязательно будет указываться ФИО социального работника, который его принимает. Свои данные и контактный телефон сотрудники соцзащиты должны будут оставить и при передаче заявления в Московскую городскую избирательную комиссию, чтобы в случае необходимости все можно было перепроверить, пояснил Петросян.

В свою очередь председатель Комиссии по развитию гражданского общества, местного самоуправления, добровольческой деятельности Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов подчеркнул, что теперь, если заявление оказалось «липой», и гражданин желания проголосовать на дому не выражал, соцработник, передавший заявление, будет нести личную ответственность.

К слову, требования эти относятся не только к соцработникам. Согласно предложению Общественной палаты Москвы, передавать заявления в избирательную комиссию смогут родственники, соседи, а также медицинские работники.

Также Общественная палата Москвы предложила ввести жесткое правило, согласно которому заявления от «надомников» будут приниматься исключительно участковыми избирательными комиссиями (УИК) и только с 4 сентября.
В свою очередь, УИК должны будут опубликовать количество заявлений о желании проголосовать на дому до вечера 13 сентября, заявил секретарь Московской городской избирательной комиссии Юрий Ермолов. "Мы предлагаем в разрезе каждой участковой избирательной комиссии на сайте 13 сентября опубликовать количество заявлений, поступивших в эту комиссию до 18:00", - заявил Ермолов.

Кроме того, данные о количестве заявлений от избирателей будут размещены в день голосования на специальном плакате на стенде УИК. Здесь же будет размещен определенный заранее график выхода бригад на надомное голосование, куда любой из наблюдателей, членов комиссии с совещательным голосом может подойти и записаться. Это, по словам секретаря МГИК, позволило бы снять претензии о том, что кто-то хотел пойти, а его не внесли в список.

Кроме того, по словам Венедиктова, переносные урны на выборах в Мосгордуму следовало бы сделать прозрачными, и перевозиться они должны не в багажниках, а в салонах автомобилей, в поле зрения наблюдателей.

Ермолов, в свою очередь добавил, что в случае, если в ящике обнаружится больше бюллетеней, чем было зарегистрировано избирателей, все они будут признаны недействительными.

Также предлагалось привлечь к надомному голосованию соцработников, которые в обозначенное заранее время могли бы прийти к инвалидам, пожилым людям, и помочь им осуществить свое избирательное право. Однако, представители оппозиционных партий выступили с жесткой критикой такой инициативы, и заявили о том, что сотрудников соцзащиты следовало бы вовсе исключить из избирательного процесса, поскольку они оказывают влияние на решение избирателей.

В свою очередь депутат Госдумы РФ Владимир Крупенников заметил, что в таком случае больше половины людей, которые хотят проголосовать на дому, если не 90%, будут исключены из процесса голосования. «Люди, которые голосуют на дому, зачастую не могут сами открыть дверь - ключ находится у социального работника, у них нет человека, который отнес бы в избирательную комиссию заявление, о желании проголосовать на дому. Таким образом, мы лишили бы инвалидов права проголосовать на дому. Хочу подчеркнуть, что социальный работник никаким образом отношения к голосованию не имеет, он только помогает инвалиду, компенсируя его физические недостатки. Никаким образом соцработник на волеизъявление избирателей не влияет. И потом надо учитывать, что сами соцработники придерживаются различных политических взглядов», - подчеркнул он.

Также всеми собравшимися принято решение о доступе наблюдателей и журналистов на закрытые участки – в больницах и СИЗО. Правда, по предварительной аккредитации.
Все это, по мнению представителей партий и независимых наблюдателей, должно снять любые претензии к голосованию, проходящему вне стен избирательного участка. Напомним, именно к выездным урнам и спецучасткам были основные претензии после прошлогодних выборов мэра.

"В прошлом году на выборах мэра были созданы совершенно беспрецедентные условия контроля за честностью выборов. Тот штаб по наблюдению за выборами, который был организован - просто уникальное для России явление. Мы видим, что в этом году организация выборов такова, что власть пытается учесть все возможные претензии и снять любые поводы для дальнейшей критики, которая неизбежно последует со стороны проигравших. Сегодня мы видим, что Москва делает все, чтобы объективных поводов для критики было минимальное количество", - отметил кандидат от "Справедливой России" Илья Свиридов.

С ним солидарен и Алексей Венедиктов. «Главная наша задача - повысить доверие к выборам. Год назад мы добились того, что 99% избирателей смогли проголосовать честно и открыто, никаких фальсификаций на участках не было. Из 85 жалоб подтвердилось только 4. Если и были какие-то подозрительные факты, то они как раз и связаны с 1% избирателей, который голосует на дому или в больницах. Сегодня мы снимаем и этот вопрос», - в заключении заявил он.

Доволен остался и глава МГИК Валентин Горбунов. "Меня очень радует сегодняшнее обсуждение, что проблема, которая поднимается представителями ряда партий о надомном голосовании, касается одного процента избирателей города Москвы. То есть это все-таки определенная оценка работы избирательной городской комиссии города, так как с организацией голосования других 99% избирателей проблем нет", - отметил он.

Предложения, озвученные в ходе круглого стола, будут переданы в Московскую городскую избирательную комиссию, которая завтра рассмотрит и, судя по благожелательной реакции Горбунова, утвердит их.

Анна Семенец