Posted 21 августа 2014,, 13:10

Published 21 августа 2014,, 13:10

Modified 30 января, 23:38

Updated 30 января, 23:38

Танцы вокруг анонимного Wi-Fi

21 августа 2014, 13:10
Правительство РФ внесло коррективы в нашумевшее постановление об ограничении анонимного доступа в Интернет. Однако новые нормы по-прежнему не применяются, поскольку непонятно, кого именно они касаются.

На прошлой неделе правительство РФ все же внесло коррективы в нашумевшее постановление о «паспортизации» Wi-Fi, согласно которым пользователи смогут получить доступ к беспроводным сетям в общественных местах не только по паспорту, но также по номеру мобильного телефона или учетной записи на портале госуслуг. Юридически новые нормы действуют уже неделю, однако на практике разобраться, кого именно они касаются, пока не удается.

Похоже, что об анонимном доступе к Wi-Fi в общественных местах пользователям все же придется забыть. Принятые правительством РФ 12 августа поправки лишь несколько либерализуют новые правила оказания услуг связи. Так, чтобы воспользоваться публичным Wi-Fi, россиянам не придется предъявлять паспорт. Вместо этого можно пройти идентификацию по номеру мобильного телефона или учетной записи на портале госуслуг.

Упрощения не коснутся лишь иностранцев, возжелавших воспользоваться благами цивилизации в российских парках, кафе и метрополитене. Во-первых, они не зарегистрированы на российском портале госуслуг, а, во-вторых, определенные трудности могут возникнуть и с идентификацией по иностранному номеру, рассуждают юристы.

В России SIM-карты выдаются по паспорту, и в случае необходимости правоохранительные органы вправе запросить у оператора информацию о пользователе. Однако иностранные сотовые операторы отвечать на запросы российских стражей порядка не обязаны. А раз идентификацию личности по иностранному номеру телефона провести нельзя, вероятно, заграничным гостям для доступа к публичному интернету придется-таки предъявить паспорт или получить российский номер телефона. При этом сами инициаторы поправок признаются, что в тексте документа нет ни слова о том, что номер телефона обязательно должен быть от российского оператора.

Стоит отметить, что на деле принятые 12 августа поправки пока не работают. Корреспондент «Росбалта» прошлась по кафе и ресторанам Арбата и выяснила, что в тех заведениях, где Wi-Fi все-таки есть, ни о каком постановлении не слышали и указаний от начальства о том, чтобы спрашивать у гостей паспорт, не получали. В ближайшем отделении «Почты России», где предусмотрен пункт коллективного доступа к Сети, корреспонденту агентства и вовсе заявили, что никакого Интернета у них нет, поэтому и о новых правилах сотрудники знать не знают. По-прежнему в свободном доступе продолжают раздавать Wi-Fi столичные парки и метрополитен.

В столичном департаменте информационных технологий «Росбалту» заявили, что ждут официального ответа от инициатора поправок. «Новые поправки ответов на наши вопросы пока не дали. Мы направили официальный запрос в Минкомсвязи на разъяснение некоторых пунктов. Мы, в частности, просим пояснить, что подразумевается под пунктами коллективного доступа (со ссылками на конкретные нормы закона), поскольку в текущем законодательстве это понятие никак не определяется и встречается только в отношении универсальных услуг связи — таксофонов и пунктов доступа в Интернет, расположенных на базе «Почты России», - отметили в пресс-службе ведомства.

При этом собеседница агентства подчеркнула, что никаких таксофонов, раздающих Wi-Fi, в столице нет. Что касается точек доступа «Почты России», это структура Россвязи. Москва, как любой другой регион, не является регулятором услуг связи — все полномочия в этой части законом о связи выведены на федеральный уровень.

«В этой связи мы считаем по умолчанию, что действие постановления не должно распространяться на наш публичный Wi-Fi, тем более, что Москва сама является получателем этой услуги. У нас есть крупные трехлетние контракты на оснащение органов исполнительной власти связью. Wi-Fi организуется именно в рамках этого контракта. Он используется для наших нужд, но мы даем к нему гостевой доступ для граждан. Мы просим ведомство разъяснить, как нам действовать в этом конкретном случае. До тех пор, пока мы не получим ответа на свой официальный запрос, мы ничего не меняем», - подчеркнула представитель ведомства.

По ее словам, письмо было направлено две недели назад. Как правило, отвечает Минкомсвязи в течение 30 дней.

«У нас есть рабочие, дружеские отношения с федералами, но в данном случае мы будем ждать только официального ответа, потому что сбор и хранение персональных данных потребовало бы дополнительного финансирования, которое в бюджете не предусмотрено», - заключила собеседница агентства.

Напомним, ранее рестораторы и отельеры уже открестились от ответственности за идентификацию пользователей публичного Интернета, и предложили переложить эту ответственность на поставщиков услуг. Готовы ли операторы связи взять на себя эту работу, пока не ясно. Эксперты утверждают, что для этого потребуется создать общую базу данных, поскольку абоненты одного оператора будут подключаться к интернету через Wi-Fi другого.

При этом, как сообщают СМИ, никакой идентификации для физических лиц в рамках домашнего доступа не предполагается.

Анна Семенец