Posted 23 сентября 2014,, 14:33

Published 23 сентября 2014,, 14:33

Modified 31 марта, 11:28

Updated 31 марта, 11:28

«Доска позора» для торговых сетей

23 сентября 2014, 14:33
У москвичей появится возможность пожаловаться на антисанитарию и просроченные продукты в столичных магазинах непосредственно на портал «Наш город». Соглашение об этом заключили столичная мэрия и Роспотребнадзор.

Столичные власти подписали с Роспотребнадзором соглашение о взаимодействии. Теперь, согласно достигнутым договоренностям, у москвичей появится возможность пожаловаться на антисанитарию и просроченные продукты в столичных магазинах непосредственно на портал «Наш город».

Жалобы будут проверяться федеральным ведомством в 30-дневный срок. Помимо предусмотренных законом санкций, по итогам проверок магазины-нарушители рискуют оказаться на «доске позора» - чиновники обещают создать специальную интерактивную карту, на которой будут отображаться все торговые объекты, в отношении которых жалобы потребителей подтвердились.

«Те вопросы, которые волнуют обитателей Первопрестольной, не всегда находятся в компетенции городских органов власти. Конечно, нам проще всего сказать, что это не наша компетенция, но жителям, в сущности, все равно, кто за что отвечает — они хотят, чтобы их проблемы решались быстро и качественно», - отметила заммэра Москвы Анастасия Ракова.

С этой целью в столице запущен ряд совместных проектов с федеральными структурами. Первопроходцем в этом деле стала Федеральная миграционная служба, но там речь шла о совместной работе. «Сегодня мы впервые предлагаем открыть темы, отрабатывать которые будет исключительно федеральная структура — Роспотребнадзор. Непосредственно ведомство будет получать жалобы пользователей, обрабатывать их и размещать результаты на портале», - пояснила Ракова.
Механизм работы с жалобами будет несколько отличаться от того, к которому привыкли москвичи. «Мы ограничены нормами федерального законодательства, в результате чего срок отработки жалоб будет составлять до 30 дней», - отметила заммэра.

В свою очередь глава столичного управления Роспортребнадзора Елена Андреева подчеркнула, что искусственно затягивать сроки никто не будет. Особенно актуально вопрос по срокам стоит в части жалоб на просроченный товар. «Подобные нарушения относятся к разряду нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия, представляющих угрозу жизни и здоровью (ФЗ-294). Проверки в этой части требуют обязательного согласования с прокуратурой. Если в заявлении указан не только «бренд», но и наименование юридического лица, оно незамедлительно поступает в прокуратуру», - отметила чиновник.

При этом, как подчеркнула Ракова, столичные власти прорабатывали этот вопрос с прокуратурой. «По всем обращениям с портала «Наш город» сотрудники прокуратуры будут давать согласие на проверку незамедлительно», - заметила она.

Но и в этом случае, с момента выявления нарушения до проверки проходит немалый срок. За это время просроченные продукты могут быть сняты с прилавка или, что еще хуже, реализованы.

«Когда мы выходим на проверку по жалобе на торговлю просроченным товаром, скажем, в молочном отделе, то проверяем весь ассортимент, а не только глазированные сырки или сметану. Таким образом, если это нарушение системное, мы обязательно найдем тому подтверждение», - подчеркнула Андреева.

Ответы по тем обращениям, которые в результате проверок найдут подтверждение, будут опубликованы на портале «Наш город» наряду с жалобами. Публикация жалоб постфактум позволит избежать неприятных ситуаций, когда якобы нарушения «выявляются» конкурирующими структурами.

Кроме того, по словам Раковой, в ближайшее время в открытом доступе в Сети обязательно появится интерактивная карта, на которой найдут отражение все магазины, торгующие некачественным товаром или не соблюдающие санитарные нормы и правила. При этом она еще раз подчеркнула, что публиковаться будут только подтвержденные данные.

Также заммэра обратила внимание, что интерактивная карта будет «живой». «Если предприятия исправили нарушения и впредь их не допускают, они перестают отображаться на карте», - пояснила она.

По словам главы столичного управления Роспотребнадзора Елены Андреевой, прежде чем создавать темы на портале, ведомство детально проанализировало нарушения в сфере торговли, по которым москвичи чаще всего обращаются за помощью в контролирующие инстанции. В результате на портале «Наш город» появилось два серьезных блока вопросов: санитарные требования к организации торговли (санитарное содержание организаций, наличие грызунов и насекомых, содержание контейнерных площадок и прилегающей территории, санитарное содержание торгового и холодильного оборудования) и реализация просроченных товаров.

«Количество обращений из года в год растет. Так, если еще в 2012 году было 28 тысяч обращений, то на конец 2013 года зафиксировано более 40 тысяч. Это число наглядно свидетельствует о том, что жители города не хотят мириться с теми нарушениями, которые встречают в повседневной жизни», - отметила Андреева.

По ее словам, портал впервые позволяет получать жалобы москвичей в интерактивном режиме. «Для того, чтобы мы быстро могли выписать распоряжение и выйти на проверку, необходимо, чтобы в обращении фигурировал не только «бренд», но и наименование юридического лица», - подчеркнула чиновник.
Она также обратила внимание, что если раньше ответы на обращения мог читать только заявитель, теперь в случае, если факт нарушения подтвердиться, они будут размещены на портале в общем доступе. Ознакомиться с ними будет полезно как потребителям, так и владельцам торговых сетей и предприятий, которые далеко не всегда осведомлены о том, что происходить на точках.

При этом глава столичного управления Роспотребнадзора напомнила, что с введением новых статей в КоАП, в зависимости от перечня и тяжести нарушений, торговые предприятия могут быть оштрафованы на сумму от 100 тыс. рублей до 1 млн рублей с конфискацией имущества.

Конечно, в ведомстве понимают, что количество жалоб, поступающих к ним традиционными способами, не уменьшится, однако, утверждают, что сил и ресурсов, чтобы обработать весь объем обращений, у структуры хватит. «В крайнем случае, если мы поймем, что не справляемся, в помощь будут переданы силы Московской области. Мы полгода готовились к этой работе и все риски просчитывали», - заметила Андреева.
Чиновник обратила внимание москвичей на то, что, в случае выявления нарушений, в первую очередь следует обращаться к руководству торгового предприятия. «Если таким образом решить проблему не удалось, необходимо обязательно указать этот факт в обращении на портале — это будет отягчать ответственность за те нарушения, которые выявили покупателями», - подчеркнула она.

За 10 дней работы в тестовом режиме ведомство получило 23 обращения от 13 пользователей. На два обращения чиновники федеральной службы уже ответили. По одному из них составлен протокол за нарушения в части торговли просроченным товаром. Теперь владельцу торговой точки грозит штраф в размере от 100 до 300 тыс. рублей.

Планируется привлечь к этой работе и волонтеров, которых на сегодняшний день насчитывается уже более двух тысяч. По словам Раковой, скорее всего это будут месячники по проверке торговых сетей добровольцами.
Аналогичную работу столичные власти планируют развернуть в сотрудничестве с другими федеральными ведомствами. Обсуждение деталей уже ведется, однако, раскрывать, какие структуры будут привлечены к сотрудничеству и какие сферы будут затронуты, чиновники не спешат. «Могу сказать только, что все важные для москвичей темы будут в таком формате отработаны», - заключила заммэра.

Анна Семенец