Posted 25 сентября 2014,, 15:45

Published 25 сентября 2014,, 15:45

Modified 31 марта, 11:26

Updated 31 марта, 11:26

Платить всегда, платить везде

25 сентября 2014, 15:45
Столица, похоже, уже всерьез размышляет о введении платного въезда в город, - как в Лондоне или Стокгольме. По оценке экспертов, это технически возможно для зоны в пределах Садового кольца, а вот глобальный проект, охватывающий всю Москву, в ближайшие годы нереален.

Столица, похоже, готовится к введению платного въезда в город. Пока — неспешно. Сначала, в рамках пилотного проекта, будет введена плата за въезд на территорию «Москва-Сити». Данную меру городские власти намерены реализовать уже в следующем году. И только оценив результаты, городские чиновники будут готовы обсуждать возможность распространения подобной практики на «большую» Москву.

О планах столичного департамента транспорта по введению платы за въезд в город рассказала газета "Ведомости". По информации издания, до конца 2014 года власти намерены разработать варианты платного въезда на МКАД и Третье транспортное кольцо.

«В 2015 году начнется пилотный проект: плата за въезд на территорию "Москва-сити". Исходя из полученного опыта, власти подготовят нормативные акты — систему оплаты, штрафы. Если ситуация с трафиком улучшится, проект может начать работу уже в 2016 году», - говорится в сообщении издания со ссылкой на источник, близкий к департаменту транспорта.

Однако в самом этом ведомстве «Росбалту» заявили, что пока говорить о внедрении подобных мер преждевременно. «Некоторые эксперты в области организации городского транспорта считают необходимым введение платного въезда в Москву. Около месяца назад на международном экспертном совете по вопросам транспорта ряд участников высказывались о том, что городу следует прорабатывать этот вопрос. Однако пока никакой определенности по этой теме нет и поэтому говорить о любой конкретике преждевременно», - заявили в пресс-службе департамента транспорта.

Корреспондент «Росбалта» поинтересовалась о том, что думают об инициативе эксперты.

Как подчеркнул в интервью «Росбалту» директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин, ничего плохого в том, что этот вопрос властями обсуждается, нет.

«Платный въезд в определенные зоны города - вполне эффективная мера, принятая во всем мире. Нужна она для того, чтобы управлять транспортным поведением горожан в условиях мегаполиса. Во многих городах — Лондон, Стокгольм, Милан - подобная мера действует», - заметил эксперт.

Вместе с тем, собеседник агентства подчеркнул, что платный въезд везде, где он действует, внедрялся только после того, как горожан долго приучали к платной парковке и иным более простым, нежели платный въезд, мерам, которые управляют транспортным поведением.

«Удобно брать плату за въезд, скажем, в центре Стокгольма: четыре моста, на которых можно контролировать трафик с помощью специальных камер. Но даже в Лондоне с его улочками установлено около 700 камер, которые должны поймать все въезжающие автомобили. Эта мера крайне сложна в плане администрирования. Мы не можем при въезде на МКАД поставить турникеты. Значит, нужно ловить с помощью определенного устройства номер автомобиля и выставлять владельцу счет. В Лондоне у каждого есть транспортная карта: камера ловит автомобиль и списывает средства с этой карточки. Но если нет денег или нет карточки, по номеру автомобиля компьютер найдет его фискальный адрес и выставит штраф. В России для этого нужно с нуля создавать подобную систему, и провернуть эту работу за год не удастся», - заметил Блинкин.

То, что столичный департамент транспорта ставит такую задачу в повестку дня, абсолютно правильно, считает эксперт. Он поддержал намерение городских властей опробовать подобную меру, введя платный въезд на территорию «Москва-Сити», заметив при этом, что глобальный проект на всю Москву на ближайшие годы абсолютно нереален.

«В Стокгольме система отлажена, как часы. На второй год эксплуатации там поняли, что выгодней вообще не брать деньги с иногородних автомобилей, чем пытаться администрировать платежи с автомобилиста, который приехал на два часа в город, а потом уехал в неизвестном направлении. Я хочу сказать, что есть масса технических вещей, которые выясняются по ходу дела», - отметил Блинкин. «Чисто технически, платный въезд в центральную часть города (Бульварное, Садовое кольцо) — это проект года на три. Если говорить о «большой» Москве (МКАД) — это не вопрос даже среднесрочной перспективы», - добавил он.

В Стокгольме, прежде чем ввести подобную меру, провели два референдума, напомнил Блинкин. Причем, на первом инициатива с треском провалилась. «После этого в городе провели пилотный проект, поработали с населением, и уже на втором референдуме более половины горожан проголосовали «за», - отметил собеседник агентства. Таким образом, по его мнению, подобные меры требуют очень серьезной подготовки, в том числе и социально-психологической.

В свою очередь первый заместитель руководителя проекта Probok.net Андрей Мухортиков выступил категорически против инициативы ввести платный въезд в центр Москвы. «Я считаю это предложение преждевременным, непродуманным, технически крайне трудно реализуемым и требующим массу издержек, а главное — дублирующим уже внедряемое решение по платным парковкам. Для чего вводятся подобные меры? Это способ регулировки спроса. У нас есть платная парковка, которая сейчас действует в пределах Садового, а в отдельных зонах - и за его пределами», - заметил собеседник агентства. По ее мнению, этой меры вполне достаточно, если «довести ее до ума».

Так, Мухортиков предложил уменьшить размеры парковочных мест, которые сейчас в длину составляют 7,5 метров, разрешить парковку с левой стороны односторонних переулков, которую ранее запретили, благодаря чему проезжая часть стала шире и, естественно, транзит пошел через центр. Также, по его мнению, необходимо бороться с самозахватом парковочной территории, который массово осуществляется органами госвласти и частными компаниями в центре города. И, наконец, заняться регулированием цен.

«Сегодня считается, что оптимальная наполняемость парковки составляет 80%. Между тем, в центре есть места со стопроцентной занятостью, а есть те, где занято менее 50% парковочного пространства. Давайте дробить эти зоны на дополнительные, и в одних снижать плату до 40 рублей, чтобы повысить спрос, а в других, напротив, увеличивать, чтобы снизить заполняемость», - заметил собеседник агентства.

«Но все новые запретительные меры наталкивают меня на мысль о том, что задача - не решить транспортную проблему, а попросту заработать денег или получить PR-эффект. От этого я бы московские власти предостерег», - подчеркнул он.

При этом эксперт напомнил, что, скажем, в Лондоне все делалось публично, все технические решения открыто обсуждали с экспертами. «У нас почему-то все подобные решения готовят кулуарно, с экспертным сообществом не обсуждают, делают быстро, а в результате получается не слишком качественно и с массой побочных эффектов. Складывается впечатление, что все делается в дикой спешке», - заметил Мухортиков.

Между тем, по его мнению, в столице можно было бы и вовсе обойтись без подобных мер. «Проблема спроса решается платной парковкой, улучшение условий движения - многими другими мерами, которые в городе уже реализуются. В их числе дорожное строительство, реконструкция существующих развязок на МКАД, которая уже ведется, создание рабочих мест и развитие улично-дорожной сети в «новой» Москве, строительство метрополитена и МКЖД, которая должна стать частью метро, и проект «Городская электричка» или наземное метро. Все эти меры капиталоемкие, долгие, и быстрого эффекта ими добиться нельзя. Видимо, именно поэтому власти и пытаются изобрести волшебную палочку, по мановению которой уже завтра может что-то поменяться. Ситуация за прошедшие десятилетия была настолько запущена, что нужно действовать во всех направлениях, вкладывать деньги и понимать при этом, что эффект не будет мгновенным», - подчеркнул собеседник агентства. Добиться быстрого эффекта, по его словам, позволила бы реализация локальных мероприятия: уширения улично-дорожной сети, регулировка светофоров, изменение разметки. «Ситуация хоть и не на много улучшится, но сразу в сотнях мест, и люди это заметят», - добавил он.

Анна Семенец