Posted 8 октября 2014,, 13:24

Published 8 октября 2014,, 13:24

Modified 31 марта, 11:13

Updated 31 марта, 11:13

Любимова провожали молча - музыкой и слезами

8 октября 2014, 13:24
В Москве состоялась церемония прощания со знаменитым режиссером, основателем легендарного Театра на Таганке. Уходят великие, уходит эпоха.

В столичном академическом театре имени Евгения Вахтангова состоялась церемония прощания с народным артистом РФ, основателем театра на Таганке Юрием Любимовым. Выдающийся режиссер скончался в воскресенье, 5 октября, в Боткинской больнице в результате острой сердечной недостаточности . Ему было 97 лет.

Очередь из желающих проститься с легендой, несмотря на холодную погоду, растянулась по старому Арбату задолго до официального начала церемонии. Коллеги и ученики Юрия Любимова, благодарные зрители… Они несли цветы, венки и вспоминали его выдающиеся постановки, шедевры, которые фактически сформировали мировоззрение целого поколения. Катафалк со строками на задней двери «С любимыми не расстаются, лишь рядом быть перестают» подъехал к главному входу в театр имени Вахтангова в полной тишине. Последнее восхождение Юрия Любимова на сцену его поклонники встретили молча, многие — со слезами на глазах.

Вдова режиссера Каталин Любимова рассказала, что он сам определил церемонию похорон — без речей, выступлений, аплодисментов, – посчитав излишнюю помпезность неуместной. Место церемонии прощания Любимов выбрал тоже лично: свой путь в искусстве он начинал именно в театре Вахтангова. На Таганку он не пожелал вернуться ни при жизни, ни после кончины.

Один из пришедших проститься с маэстро – седовласый мужчина преклонных лет в черном пальто и шляпе – будучи студентом работал в театре на Таганке. Он посчитал невозможным не прийти на церемонию прощания с его основателем. Вместе с Любимовым ушла целая эпоха, - уверен он.

«В течение почти года я работал в этом театре. Это была территория, где был совершенно другой климат политический. Взгляды на искусство также были иные. Юрий Петрович Любимов это целая эпоха. Лично для меня это еще и кусок жизни. Мне довелось, к счастью, увидеть не только огромное количество его спектаклей, но и бывать на его репетициях. Когда я узнал, что Юрия Петровича Любимова не стало, я долго не мог осознать, что ушел человек, который сыграл в моей жизни серьезную роль», - сказал мужчина.

Другие почитатели творчества Юрия Любимова называют его не иначе, как легендой и совестью своей эпохи. «Режиссер Любимов — не умер. Он бессмертен, - говорит девушка с большим букетом красных роз, пришедшая проститься с режиссером. – Его театральный язык, его методы будут жить, они оказали влияние и будут продолжать это делать. Но самое страшное, что ушел человек, который был совестью. Мы так часто ищем духовных лидеров, вот он был таким. Он напоминал нам, которые не учат уроков истории, что бывает, когда они не выучены. Как прошлое может повторяться. Сегодня мы осиротели. Как было сказано у Давида Самойлова об уходящих гениях: «Нету их. И все разрешено». Вот это самое страшное и горькое».

В театральный зал людей пускали группами — настолько много было собравшихся. Как оказалось, музыку и оформление зала для своих похорон Юрий Любимов определил самостоятельно. Звучали произведения Альфреда Шнитке и Владимира Мартынова. Сцена была украшена декорациями к его последнему спектаклю - «Бесы», справа висел портрет задумчивого режиссера, а слева — большая икона Николая Чудотворца. Также из его последней постановки.

В числе первых пришедших проститься с режиссером – министр культуры РФ Владимир Мединский, руководитель театра Вахтангова Римас Туминас, актеры Вениамин Смехов, Евгений Герасимов и Леонид Ярмольник, глава Первого канала Константин Эрнст, бизнесмен Михаил Куснирович и многие другие.

«Его жизненное кредо было — возбуждать в людях желание правды, справедливости. И это не газетное желание показать, что хорошо, что плохо. Это копание в каждом из нас, в том, как мы живем, стремлениевидеть существующие изъяны. В искусстве нельзя показывать только то, что хорошо. В искусстве обязательно должно быть разное – как позитивное, так и негативное. Он находил всегда то, что мешало жизни. Показывал все то, что его не устраивало и с чем он был несогласен», - отметил режиссер и депутат Евгений Герасимов.

Первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман в свою очередь назвал Юрия Любимова не только великим режиссером, но и «великим гражданином нашего отечества». «Юрий Петрович был не просто великий режиссер, театральное наследие которого будут изучать еще многие поколения студентов. Он был великий гражданин нашего Отечества. Сегодня не только русская культура, не только русский театр, но и человечество осиротело, потому что не стало такой глыбы, как Юрий Петрович Любимов», - сказал он.По его словам, театр на Таганке обладал своей «потрясающей гражданской позицией» и «неповторимым почерком» во многом благодаря Любимову. «Когда я был студентом в своем родном городе Баку, я прилетал специально на спектакли этого театра. И когда через много лет об этом сказал Юрию Петровичу, то даже не вызвал у него удивления, потому что оказалось, что тысячи таких же молодых людей, как я, со всего Советского союза прилетали, чтобы попасть в театр и вдохнуть тот неповторимый театральный и гражданский дух, которым был пропитан театр на Таганке и который принес туда Юрий Петрович Любимов», - поделился журналист.

В театр Вахтангова принесли так много цветов, что артисты и служители после завершения церемонии еще долго не могли погрузить все в машины. А когда катафалк тронулся с места, собравшиеся не сдержались и все же нарушили пожелание маэстро, проводив его в последний путь аплодисментами.

Денис Гольдман