Posted 11 октября 2014,, 11:24

Published 11 октября 2014,, 11:24

Modified 31 января, 00:31

Updated 31 января, 00:31

Как выжить в кризис

11 октября 2014, 11:24
В условиях обвала рубля и роста цен приходится задумываться о том, как и на чем сэкономить, чтобы продержаться в трудное время, не снижая при этом привычного уровня жизни.

В условиях обвала рубля и роста цен приходится задумываться о том, как и на чем сэкономить, чтобы продержаться в трудное время, не снижая при этом привычного уровня жизни. Эксперты делятся с «Росбалтом» подслушанными и даже проверенными на собственном опыте советами на этот счет.

В преддверии возможного финансового кризиса, граждане, разумеется, ждут от руководства страны мудрых решений, которые остановят или хотя бы затормозят рост цен на продовольствие, иные товары и услуги массового спроса. Однако мы и сами своими разумными действиями можем противостоять назревающему кризису, причем сразу по трем направлениям, убежден председатель Союза потребителей России Петр Щелищ.

Для этого, во-первых, необходимо научиться соизмерять свои запросы с доходами, планировать семейный бюджет без дефицита и не позволять себе и своим близким выходить за его границы.

Во-вторых, нужно более обдуманно подходить к выбору товаров и услуг, внимательно оценивать соотношение цена-качество и не переплачивать за рекламу, которая превратила обычный товар или услугу в бренд. «Главную роль здесь должны сыграть экспертные организации, обеспечивающие нас сопоставимой информацией о качестве конкурирующих между собой товаров и услуг», - считает эксперт.

В-третьих, нужно учиться экономить сообща. Сократить расходы на приобретении продуктов, бытовой техники, одежды и прочего можно, кооперируясь с соседями, коллегами по работе, друзьями, членами одной церковной общины, общественного объединения, профессионального или досугового сообщества, и заказывая все необходимое напрямую у поставщиков. Для этого существуют такие формы экономической организации граждан, как потребительские кооперативы, кредитные союзы, ТСЖ, и надо учиться эффективно ими пользоваться.

«Самый банальный пример — экономия на транспорте. Люди живут за городом, и каждый из них ежедневно ездит на работу на личном автомобиле. В условиях кризиса они вполне могут договориться, установить вахту, и возить друг друга по графику. Таким же образом можно договориться с соседями о том, чтобы по очереди сидеть с детьми, сообща закупаться в крупных сетевых магазинах. Все это не требует никаких специальных форм организации», - заметил собеседник агентства.

Сюда же можно отнести популярные в последнее время совместные интернет-покупки. Сегодня в Рунете существует множество сайтов, где можно найти единомышленников, готовых приобрести аналогичный товар. Когда желающих набирается достаточное для оптовой закупки количество, ее организатор (все они проходят определенную проверку администрации ресурса) оформляет заказ, получить который можно во время личной встречи, а также почтой. Таким образом можно сэкономить 50%, а то и все 70% от розничной стоимости товара. Участники системы совместных покупок (СП) умудряются с немалой пользой для семейного бюджета приобретать не только одежду и обувь, но и товары для ремонта, домашний текстиль, бытовую технику, продукты и игрушки.

Примечательно, что системы СП неплохо регулируются – нарушивший правила участник будет занесен в черный список и не сможет принимать участие в закупках, а серьезно проштрафившийся организатор лишается этого статуса.

Существуют и схемы посложнее, такие как кредитные союзы, которые также могут служить соломкой в тяжелые времена. «Как правило, кредитные союзы создаются на базе крупных компаний или поселенческих объединений, как в Канаде. По сути, это касса взаимопомощи, которая по своим функциям подменяет банки. Участники союза скидываются в общий фонд. Эти деньги можно где-то размещать, чтобы не терять в результате инфляции и даже зарабатывать. Но главная цель в том, чтобы можно было сберегать финансы и при необходимости выдавать кредиты самим членам союза. Проценты, соответственно, в разы ниже, чем банковские, за счет меньших издержек: ни ряда офисов, ни такого количества служащих, как в обычных банках, в кредитных союзах нет - на этом они экономят», - подметил Щелищ.

Закон о кредитных союзах в России давно принят, но, как признался эксперт, с реальными примерами его воплощения он пока не сталкивался.

«Для скорейшего выхода из кризиса важно, чтобы потребитель понимал: отдавая предпочтение отечественной продукции, он обеспечивает зарплатой своих сограждан, которые на эти деньги смогут купить что-то, произведенное им самим», - заключил собеседник агентства.

В свою очередь председатель Союза пассажиров Кирилл Янков посоветовал россиянам в условиях кризиса осваивать самостоятельный поиск и покупку билетов на разные виды транспорта.

По словам Янкова, за последние годы система тарифов чрезвычайно усложнилась - давно уже нет каких-то «твердых» или «фиксированных» тарифов. Цены, по которым можно купить тот или иной билет, меняются часто и непредсказуемо для пассажиров. Прежде всего это касается авиации, но вот уже и на поезда больше года действуют так называемые «динамические» тарифы.

«Человеку, собирающемуся покупать билеты, следует понимать, что любой посредник - будь тот туристическая фирма или просто заведение с названием «Кассы авиабилетов» - не заинтересован в поиске билетов подешевле, поскольку получает, как правило, процент от проданных им билетов. Значит, надо самим осваивать навыки поиска дешевых билетов, использовать для этого разные интернет-сайты, интересоваться ценами напрямую у авиакомпаний», - заметил эксперт.

Кроме того, отправляясь за рубеж, не надо избегать перелетов с пересадкой - часто это значительно дешевле, чем напрямую. «Опыт показывает, что на стоимости перелета можно иногда значительно - в 2-3 раза - сэкономить, если заниматься поисками билетов самому», - заключил собеседник агентства.

Отметим, что информация о дешевых билетах, распродажах и скидках за заблаговременную покупку можно найти на сайтах самих перевозчиков.

Что касается туристических поездок, то тут эксперты также советуют подходить к выбору вдумчиво. Например, вместо того, чтобы играть в лотерею со ставшими ненадежными турфирмами, планировать поездки, если они не касаются сверхэкзотических направлений, можно самостоятельно – благо заказать гостиницу легко удается с помощью Интернета напрямую. Внимание стоит обратить на страны с невысокими внутренними ценами. В поиске помогут отзывы путешественников, размещенные на профильных форумах. Также внимательное изучение предложений отелей позволит найти вариант с полным пансионом (часто они не практически не отличаются предложений с завтраками и полупансионами), тогда тратиться на еду не придется. Также при отказе от пакетного тура можно рассмотреть как альтернативу отелю размещение в съемной квартире или кемпинге, что тоже оказывается дешевле.

Анна Семенец