Posted 13 октября 2014,, 19:44

Published 13 октября 2014,, 19:44

Modified 31 марта, 11:08

Updated 31 марта, 11:08

Суд над Надеждой Савченко отложили до вердикта психиатров

13 октября 2014, 19:44
Украинская летчица обвиняется в пособничестве в убийстве двух сотрудников ВГТРК. Поддержать подсудимую прибыла делегация из пяти депутатов Верховной Рады Украины.

Басманный районный суд города Москвы в понедельник перенес на 11 ноября рассмотрение жалобы защиты украинской летчицы Надежды Савченко на проведение психиатрической экспертизы. Заседание прошло в закрытом режиме. В России Савченко обвиняется в пособничестве в убийстве двух сотрудников ВГТРК. Накануне в столицу – поддержать подсудимую – прибыла делегация из пяти депутатов Верховной Рады Украины. В понедельник они, вместе с матерью обвиняемой, пришли на заседание. В итоге суд постановил: рассмотреть жалобу без подсудимой невозможно, однако и прерывать экспертизу нельзя. Поэтому следующее заседание пройдет только по ее окончании.

«Уважаемые граждане, освободите проход другим гражданам!», - настойчиво повторяет четырем десяткам телеоператоров, столпившихся у входа в здание Басманного районного суда Москвы, молодой коренастый спецназовец в черной форме. Через некоторое время журналисты подчинились воле блюстителя порядка, на нешироком тротуаре Каланчевской улицы появился узенький коридор. Правда, пропустив пару молодых людей в солидных костюмах, смущенно поглядывавших в сторону многочисленных объективов, он вновь «зарос», а спецназовец разочарованно махнул рукой и ретировался к железной двери. У входа в суд — небольшой – два на три метра – загончик из передвижного забора. Внутри — несколько невозмутимых приставов, полицейский и пара сотрудников спецназа. Снаружи толпится пресса: украинская, российская, европейская, американская — кажется, каждая солидная редакция делегировала на процесс по делу Надежды Савченко собственного корреспондента.

«Позор российскому правосудию! Нет пыткам военнопленных!», - вдруг донеслись крики с другой стороны улицы. Там мужчина преклонного возраста с длинной седой бородой – завсегдатай любых оппозиционных акций, – держа в руках плакат с призывом освободить украинскую летчицу, звонким голосом «заряжал» различные лозунги. Заслышав возгласы, сотрудники полиции выбрались из своего автобуса и без труда задержали активиста.

Тем временем в сторону здания суда в солнцезащитных очках не спеша прошли российские адвокаты Надежды Савченко – Марк Фейгин и Николай Полозов. Они, наотрез отказавшись давать комментарии журналистам до завершения заседания, осторожно провели через толпу мать обвиняемой, Марию Ивановну.

Едва переведя дух, пресса вновь оживилась буквально спустя полчаса: перед зданием суда появляются пятеро народных депутатов Верховной Рады Украины от фракции «Батькивщина», которые в составе специальной делегации накануне прибыли в Москву для помощи своей соотечественнице. Интервью политики раздают как на русском, так и на украинском языке. «Это наша первая поездка, мы здесь, чтобы почувствовать атмосферу и каким-то образом облегчить участь Надежды», - говорит представитель делегации Андрей Шевченко, - Это настоящий украинский патриот».

По его словам, все то, что происходит с Савченко — грубое нарушение прав человека. «Украли, незаконно привезли на территорию другой страны и сейчас используют абсолютно советские методы. Психиатрическая экспертиза, закрытое заседание - это возвращение к сталинским методам. Каждый украинец вправе рассчитывать на то, что его народ будет стоять за него», - продолжает он.

Впоследствии депутаты не раз по очереди выходили из здания суда, дабы проинформировать журналистов о происходящем внутри. Впрочем, за предстоящие полтора часа новостей не появилось никаких, ибо процесс открывать не спешили. Все присутствующие до последнего надеялись на то, что Савченко, помещенную в спецучреждение для проведения психиатрической экспертизы, в суд все же доставят.

Пока репортеры коротали время у входа в суд, потерпевшая по делу украинской летчицы, мать погибшего на Востоке Украины видеоинженера Антона Волошина Ирина скромно стояла в стороне и общалась с бывшими коллегами сына. Согласно версии Следственного комитета России, боец батальона «Айдар» Надежда Савченко вычислила и передала своим сослуживцам координаты оператора телеканала «Россия» Антона Волошина и корреспондента Игоря Корнелюка. Затем, как утверждает СКР, именно по этим ориентирам был произведен минометный выстрел, в результате которого погибли сотрудники ВГТРК.

Украинская сторона же заявляет, что Савченко была взята в плен бойцами ДНР еще до гибели российских журналистов и не может быть причастна к инциденту. Кроме того, защита летчицы уверена, что их подопечная была против своей воли доставлена на территорию России. В СКР же утверждают, что Савченко прибыла в соседнее государство самостоятельно, под видом беженки.

Журналисты подходят к Ирине Волошиной по очереди и задают один и тот же вопрос «На что вы рассчитываете?». «Я рассчитываю на наказание. Я рассчитываю на то, что будут наказаны все, кто причастен к этому фашизму на Украине. Те доказательства, которые ребята доставали ценой своей жизни, - это кошмар. Там сейчас война, в которой нет ни чести, ни совести, ни обязательств», - отвечает потерпевшая. Она также упоминает, что родственники погибших на Украине сотрудников ВГТРК подали заявление в Европейский суд по правам человека с требованием установить виновных в смерти их детей.

А в коридоре суда пожилая мать обвиняемой терпеливо ожидает вестей из зала. Последний раз она видела дочь почти полгода назад – 20 мая. Тогда, перед прощанием, Надежда обняла ее, поцеловала и произнесла: «Мама, я иду защищать свою землю, свою державу, я давала клятву украинскому народу». «Он воспитывалась в патриотическом духе, так что как ее не ломайте, она не сломится. Как бы они не старались», - с усталостью во взгляде описывает мать характер дочери. Она хочет уже завтра добиться встречи с Надеждой.

Рядом с ней — народный депутат Верховной Рады от «Батькивщины» Александра Кужель. Она охотно дает комментарии российским журналистам, хотя периодически колко замечает: «Все равно ведь не так напишете». «Вообще, это смешно. Там сразу отпустили заблудившихся десантников, да и то в каком количестве они заблудились. А тут держат одну женщину», - говорит она. Процесс над «умной, голубоглазой девушкой, потрясающей летчицей» Надеждой Савченко Кужель называет «явно политическим», а вопрос ее освобождения считает делом времени. «Они надеются, что она сломится, но они просто не знают украинских женщин. У нас один уже пытался сломить Юлию Тимошенко два года. Только Тимошенко вышла, а он у вас уже давно тут прячется. Поэтому не дождутся», резюмирует она.

О более значимых и высоких обстоятельствах размышляет заместитель главы партии «Батькивщина» Андрей Кожемякин, который, по собственному признанию, 3,5 года был защитником Юлии Тимошенко в суде. По его словам, украинские делегаты надеются на «человеческую порядочность» ответственных за возбуждение дела против Савченко. «Мы надеемся путем давления, которое осуществляется международным сообществом, путем ведения переговоров со стороны нашего президента и путем нашей личной работы с правозащитными организациями, в том числе в Москве. То, что происходит на Востоке — без комментариев», - отмечает политик.

Депутат Андрей Шевченко в разговоре с корреспондентом «Росбалта» прояснил ситуацию с возможным визитом в Москву лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко. Ветеран украинской политики, по его словам, сама спланировала формат визита делегации на суд по делу Савченко, однако коллеги посоветовали ей повременить с поездкой в российскую столицу — заседание все равно планировалось закрытое. Шевченко подчеркивает: Тимошенко полностью вовлечена во все происходящее с соотечественницей и рассматривает вариант посещения одного из последующих открытых заседаний.

Он также подтвердил факт выдвижения Надежды Савченко в украинский парламент во главе списка "Батькивщины" и пояснил, что если в итоге партия пройдет в Раду, то летчица, безусловно, станет депутатом. "У нас, по украинскому законодательству , некоторое время у нее есть до принятия присяги. Поэтому надеемся, что она выйдет на свободу. Если этого не случится, в зале парламента будет всегда свободное место, которое, вернувшись в Украину, Надя сможет занять и полноценно работать", - говорит он.

Внезапно в коридоре поднялся шум — журналисты увидели в социальных сетях сообщение адвоката Марка Фейгина, к которому он приложил бумагу из Государственного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского. Документ гласит: прерывать экспертизу обвиняемой «нецелесообразно», так как пауза может повлиять на ее качество.

А спустя некоторое время из-за дверей зала выглянула пресс-секретарь суда и объявила о переносе процесса ввиду отсутствия Савченко. Защитники украинки полагают, что их подопечную доставили в больницу им. Сербского специально, чтобы оградить от адвокатов, родственников и общественности. По их словам, экспертиза продлится месяц и может быть продлена по просьбе врачей.

«Это абсолютный нонсенс. Нельзя обжаловать действие уже после того, как оно было совершено. Следствие демонстрирует, что право Савченко на защиту фактически по этому вопросу абортировано. Мы будем обжаловать нарушение в том числе в Европейском суде», - заявил адвокат Николай Полозов.

Между тем, как ранее отметил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, в связи с тяжестью содеянного и обвинениями в совершении особо тяжкого преступления Савченко назначена стационарная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Савченко и ее защитник в установленном законом порядке уведомлены о назначении экспертизы.

Основной задачей проведения экспертизы, по словам официального представителя СК, является решение вопроса о вменяемости или невменяемости обвиняемой, а также определение ее процессуальной дееспособности.

По российскому законодательству назначение подобных экспертиз является стандартной процедурой, "используемой в отношении лиц, принимавших непосредственное участие в вооруженных конфликтах, а также обвиняемых в особо тяжких преступлениях, за совершение которых санкцией предусмотрено наказание в виде смертной казни либо пожизненного лишения свободы". Таким образом, по словам Маркина, - это обычная следственная практика.

Денис Гольдман