Posted 21 октября 2014,, 15:00

Published 21 октября 2014,, 15:00

Modified 31 марта, 11:01

Updated 31 марта, 11:01

Катастрофу самолета главы Total хотят списать на пьяного

21 октября 2014, 15:00
В расследование авиакатастрофы в международном аэропорту «Внуково», во время которой погиб Кристоф де Маржери, примут участие сотрудники ФСБ РФ и ФСО РФ.

В расследование авиакатастрофы в международном аэропорту «Внуково», во время которой погиб президент французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери, примут участие сотрудники ФСБ РФ и ФСО РФ. Связано это с тем, что именно "Внуково" обслуживает спецрейсы высших руководителей государства, в том числе президента, председателя правительства РФ, а также руководителей зарубежных стран. Кроме того, среди версий случившегося называются неблагоприятные погодные условия и возможную недостаточную информированность о них пилотов и диспетчеров. А недавно ФСБ РФ закончила расследование дела о масштабных хищениях средств, предназначенных на аэронавигационное обслуживание самолетов.

Пока в рамках расследования авиакатастрофы задержан один человек. Это Владимир Мартыненко - водитель снегоуборочной машины, с которой и столкнулся самолет с Кристофом де Маржери. Мартыненко родился 1 января 1954 года в Волгоградской области. Потом перебрался в Подмосковье, где поселился в деревне Сельская Новь Одинцовского района. Мужчина, имеющий права категории В,С, D, Е, в конце 1990-х - начале 2000-х годов трудился в пансионате «60 лет плана ГОЭЛРО», который принадлежал РАО ЕЭС. Потом недолгое время работал в территориальном управлении сельского поселения Жаворонки. Последние десять лет Владимир Мартыненко является сотрудником ОАО «Аэропорт Внуково».

В СК РФ уже объявили, что в момент аварии Мартыненко был пьян. Адвокаты водителя заявляют, что это не так: якобы мужчина вообще редко употребляет спиртное из-за болезни сердца, в ночь на 21 октября он тоже был трезв. Защищать Мартыненко взялся адвокат Александр Карабанов, который ранее представлял интересы бизнесмена Сергея Полонского и одинцовского депутата Сергея Журбы. Карабанов заявляет, что примет все усилия для того, что ответственность за ЧП не была возложена на простого водителя.

С этим утверждением, как ни странно, согласны и источники «Росбалта» в спецслужбах. «Внуково обслуживает спецрейсы, в том числе с первыми лицами иностранных государств. За безопасность в нем несет ответственность как в целом Российская Федерация, так и ее представители среди чиновников. Авиакатастрофа наносит огромные имиджевые потери России, особенно в такой непростой международной ситуации. К этой истории нельзя подходить, как к обычному ДТП. Поэтому объяснять случившееся исключительно «пьяным водителем-снегоуборщиком» неуместно. Должен быть полной и детальный разбор «полета» с наказанием максимального круга лиц, невзирая на их должности. Хотя бы для того, чтобы, подобное не повторилось», - отметил собеседник агентства.

СК РФ озвучил четыре основные версии случившегося. Одна из них - о возможной технической неисправности самолета - скорее всего, «отпадет» по окончании расследования. Три другие фактически связаны друг с другом: ошибка диспетчеров, действия водителя снегоуборочной машины и неблагоприятные погодные условия.

Очевидцы случившегося уже высказывают недоумение тем, что делал снегоуборщик на взлетной полосе, поскольку снега на ней вообще не было: он таял при падении и превращался в лужи. Зато на взлетном поле стоял сильный туман, из-за которого пилот самолета не видел препятствие. Возникает вопрос, насколько и диспетчеры, и пилоты осведомлены о реальных погодных условиях, как в данном случае, так и в целом. Это проблемой уже занималась ФСБ РФ. Не так давно контрразведчики закончили расследование в отношении Дмитрия Маркова — совладельца ООО "Демот-лайт", которое специализируется на управлении воздушным движением и координацией деятельности наземных служб аэропортов. В рамках расследования были допрошены и сотрудники Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный авиационный метеорологический центр Росгидромета" (ФГБУ ГАМЦ).

ФСБ РФ заинтересовала схема, по которой ГАМЦ оплачивались услуги по обеспечению полетов самолетов. С 2007 года деньги шли не напрямую госучреждению, а через посредника – ООО "Демот-лайт". Для этого с фирмой вначале был заключен агентский договор, а потом два госконтракта, дающими право получать оплату за оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию (в том числе предоставлению данные о погодных условиях) полетов самолетов в аэропортах "Внуково", "Шереметьево", "Домодедово" и "Быково". Потом ООО должно было переводить средства ГАМЦ, за вычетом небольших комиссионных. Однако, как считают контрразведчики, до ФГБУ доходили далеко не все средства, выплачиваемые аэропортами и авикомпаниями. Так, 54 млн рублей из этих средств загадочно исчезли, а потом были обнаружены на личных счетах Маркова.

Никулинский суд Москвы приговорил его к четырем годам лишения свободы и штрафу в 700 тыс. рублей. Апелляционная инстанция Мосгорсуда оставила такое решение в силе. По мнению источника «Росбалта» в спецслужбах, подобные хищения, предназначенных на аэронавигационное обслуживание средств, могли серьезно сказаться на качестве этого самого обслуживания.

Напомним, в ночь на 21 октября 2014 года из аэропорта «Внуково» в Париж должен был вылететь самолет Falcon, на борту которого находились три члена экипажа и президент Total Кристоф де Маржери. Он прилетал в Москву на совещание у Дмитрия Медведева. При разгоне самолет задел шасси снегоуборочную машину, загорелся и рухнул на взлетно-посадочную полосу. Все находившиеся на его борту люди погибли. По данному факту возбуждено дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Александр Шварев