Posted 24 октября 2014,, 03:30

Published 24 октября 2014,, 03:30

Modified 31 марта, 10:58

Updated 31 марта, 10:58

ЧП во «Внуково» и хищения средств ГЛОНАСС

24 октября 2014, 03:30
СК РФ в рамках расследования авиакатастрофы, в которой погиб глава Total, изъял документацию о поставках в аэропорт системы мониторинга и управления транспортом, изготовленной и установленной в 2013 году холдингом SpaceTeam.

Следственный комитет РФ в рамках расследования авиакатастрофы, в которой погиб президент Total Кристоф де Маржери, изъял документацию о поставках в аэропорт «Внуково» системы мониторинга и управления транспортом на основе ГЛОНАСС. Эта система, изготовленная и установленная в 2013 году холдингом SpaceTeam, должна была свести к нулю возникновение любых внештатных ситуаций. Стоит отметить, что прошлым летом в офисе SpaceTeam уже проводились обыски - в рамках расследования о хищении бюджетных средств, выделенных на программу ГЛОНАСС.

Накануне Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство СК РФ об аресте Владимира Мартыненко - водителя снегоуборочной машины, в которую врезался самолет с Кристофом де Маржери. На слушаниях представитель Следственного комитета заявил, что на свободе Мартыненко может скрыться и «помочь уйти от ответственности неустановленным соучастникам преступления». По версии следствия, Владимир, который хорошо знаком со спецификой работы наземных служб аэропорта, способен проинформировать других фигурантов дела о действиях СК РФ. Сам Мартыненко заявил, что не имеет загранпаспорта, сотрудничает со следствием, не скрывает того, что «причастен к происшествию», поэтому «никуда не денется». Также он, ссылаясь на плохое самочувствие и тяжесть нахождения в СИЗО, просил избрать ему любую другую меру пресечения, не связанную с лишением свободы. Однако суд счел, что на данном этапе следствия Мартыненко должен находится под арестом.

22 октября вечером СК РФ задержал ведущего инженера аэродромной службы аэропорта Внуково Владимира Леденева, руководителя полетов Романа Дунаева, диспетчера Александра Круглова и диспетчера-стажера Светлану Кривсун. «В день катастрофы Леденев руководил снегоуборочными работами, а Дунаев, Кривсун и Круглов — воздушным движением», — пояснили представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

А 23 октября утром стало известно, что в отставку ушли генеральный директор аэропорта Внуково Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев.

Как рассказал источник «Росбалта» в правоохранительных органах, помимо «человеческого фактора», следователи сейчас изучают и «технические факторы», которые, возможно, способствовали катастрофе. Летом 2013 года Холдинг SpaceTeam установил в аэропорту Внуково интеграцию систему мониторинга и управления транспортом на основе ГЛОНАСС. Согласно заявлением представителей холдинга и «Внуково», эта система «позволит оперативно и качественно решать задачи аэропорта: контроль обслуживания воздушных судов, предотвращение нештатных ситуаций, мониторинг перемещений самолетов и спецтехники».

«Транспортные средства и спецтехника, работающие на перроне, контролируются с помощью технологий ГЛОНАСС, что, в конечном итоге, обеспечивает не только 100% соблюдение правил, норм и стандартов безопасности, но и существенно сокращает время наземного обслуживания воздушных судов», - отмечал тогда IT-директор ОАО «Международный аэропорт «Внуково» Алексей Гуревич.

Однако на допросах диспетчеры не столь радужно отзываются о системе. Согласно их уверениям, она работала с погрешностями, не отображала точное местонахождение спецтехники на аэродроме, выдавала появление «ложных» объектов и т.д.

Сейчас СК РФ изъял всю документацию об установке этой системы и пытается разобраться, почему при гигантских тратах на нее стало возможно ЧП с самолетом.

Стоит отметить, что SpaceTeam не первый раз привлекает внимание правоохранительных органов. Так, презентация системы для «Внуково» проходила для холдинга в весьма нервной обстановке. Как раз летом 2013 года в SpaceTeam МВД РФ провело обыски в рамках уголовного дела о хищении 387,5 млн руб., выделенных из бюджета на реализацию программы ГЛОНАСС.

По версии УЭБиПК ГУ МВД по Москве и Четвертого управления МВД России, «в 2012 году руководители ООО «М2М телематика», с целью хищения бюджетных денежных средств, выделенных в рамках реализации программы ГЛОНАСС, путем обмана и злоупотребления доверием, под видом оказания различных услуг и выполнения работ, совершили фиктивные финансовые операции, перечислив в адрес подконтрольных им фирм 387 млн 580 тысяч рублей».

14 июня 2013 года по данному факту было возбуждено дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). А вскоре полицейские провели обыск в SpaceTeam, который, как полагают в УЭБиПК, «фактически принадлежит бывшему руководству ООО «М2М телематика».

«Оперативники обнаружили документы, касающиеся деятельности компании «М2М телематика» и имеющие отношение к материалам уголовного дела. Кроме того, в ходе обысков были найдены электронные информационные носители, подтверждающие перечисление денежных средств на счета вышеуказанных организаций, имеющих признаки фиктивности», - заявляли в ГУ МВД по Москве летом 2013 года.

В самом SpaceTeam сообщили, что после сдачи системы в аэропорту «Внуково», холдинг не имел к ней доступа.

«Система сдана заказчику в срок, без претензий к качеству ее (системы) работы и в настоящее время полностью находится в промышленной эксплуатации заказчика, - отметили в SpaceTeam. - Система запущена на базе собственного автономного телематического сервера аэропорта «Внуково» и обслуживается техническими специалистами заказчика с момента сдачи в эксплуатацию самостоятельно. В связи с этим СпейсТим не имеет доступа к управлению системой и юридически не имеет права осуществлять контроль за ее работой, перемещением транспортных средств и спецтехники и подключением транспорта к программному обеспечению. За время промышленной эксплуатации навигационно-информационной системы мониторинга и управления воздушным и спецтранспортом с использованием технологии ГЛОНАСС, находящейся в ведении аэропорта Внуково, в адрес СпейсТим претензионных писем от заказчика, в том числе связанных с качеством работы навигационно-связного ГЛОНАСС оборудования в составе системы, не поступало».

Александр Шварев