Posted 31 октября 2014,, 17:27

Published 31 октября 2014,, 17:27

Modified 31 марта, 10:51

Updated 31 марта, 10:51

Социалку режут по живому

31 октября 2014, 17:27
На повышение зарплат учителям и врачам уходит до 80% региональных бюджетов, выделенных на медицину и образование. Чтобы поддерживать систему на плаву, местным чиновникам приходится импровизировать.

На повышение зарплат учителям и врачам уходит до 80% региональных бюджетов, выделенных на медицину и образование. Чтобы поддерживать систему на плаву, местным чиновникам приходится импровизировать. Богатые регионы решают проблему недостающих средств путем укрупнения учреждений, бедные попросту кредитуются. Насколько уместен в вопросах социальной сферы подобный компромисс, как увеличение заработной платы сказывается на нагрузке бюджетников и каковы перспективы развития систем здравоохранения и образования? Эти вопросы в пресс-центре «Росбалт-Москва» обсудили представители профильных всероссийских профсоюзов.

В условиях хронического недофинансирования социальной сферы майские указы президента ставят чиновников перед нелегким выбором — что резать?

«У нас есть данные, негласные, естественно, которые мы получаем в кулуарах в общении с руководством сферы образования, что до 80% своего образовательного бюджета регионы тратят на выплату заработных плат бюджетникам в соответствии с майскими указами президента. Тогда за счет каких средств финансируются все остальное?» - недоумевал зампредседателя общероссийского профсоюза образования РФ Михаил Авдеенко.

Ответ на это риторическое восклицание последовал незамедлительно. «Богатые города решают эти проблемы путем укрупнения учреждений, бедные попросту кредитуются. Вы знаете, что закредитованность субъектов РФ сегодня составляет более 2 трлн рублей? Им попросту неоткуда брать эти деньги, чтобы выполнить майские указы», - подчеркнул замглавы образовательного профсоюза.

Анлогичные ситуация складывается и в здравоохранении. Уверенными темпами по стране шагает так называемая «оптимизация». По официальным данным Минздрава, еще в 2000 году в стране было 10,7 тыс. стационаров, а в 2013 году осталось лишь 4,3 тыс.

«В открытую никто стационары не ликвидирует, это ясно. Как правило, процесс называется оптимизацией. Сливаются несколько больниц, сначала полноценные стационары преобразуются в филиалы, затем закрываются вовсе. Работников стационара пытаются перераспределить, предлагая вакантные должности, имеющиеся в огромном объединенном учреждении, потом в отрасли в целом. С одной стороны, речь идет об увеличении заработной платы работникам отрасли, и мы только за. Но делать это за счет сокращения рабочих мест - недопустимо», - убежден зампредседателя общероссийского профсоюза здравоохранения РФ Михаил Андрочников.

Декларируется, что в результате оптимизации основной акцент в оказании медицинской помощи сдвинется в сторону амбулаторного звена. Но готовы ли наши поликлиники справиться с такой нагрузкой?

«В амбулаторном звене серьезнейший дефицит кадров, и прежде чем возлагать на него такие надежды, следует разобраться со штатом, отладить работу сети», - отметил представитель профсоюза. Да, сегодня чиновники говорят о переобучении «выбывших» в рамках реорганизации специалистов за счет государства, но, даже если все пойдет по намеченному плану, врачей сначала нужно подготовить, и лишь потом приступать к закрытию неэффективных стационаров, уверен он.

По словам Андрочникова, в результате оптимизации ресурсы перераспределяются между оставшимися учреждениями, внутри идет сокращение сначала вакантных ставок, потом занятых. При этом остро встает вопрос увеличения нагрузки на оставшихся в строю. Ведь спрос на здоровье не регулируется экономическими факторами.

«Для медработника 1,5 ставки - это порядка 200 рабочих часов в месяц. За вычетом выходных, больше 10 часов в день. Между тем, нередки случаи, когда люди работали на две ставки, то есть, практически не выходя из больницы. Есть ли предел?» - вопрошал выступающий.

Установленных майскими указами границ по заработной плате планируется достичь к 2018 году. «В этом смысле мы даже опережаем дорожную карту, которую составило правительство, поскольку уже сегодня заработная плата медработников составляет 82% от средней заработной платы по экономике, врачей — 140%. Между тем, сокращение, а точнее, некоторая стабилизация, бюджетных ассигнований и выплат в ОМС, не позволят интенсивно развиваться здравоохранению. Увеличение доли заработной платы в тарифе на медицинские услуги будет занимать уже не 50%, а 80%. Что останется на саму лечебную деятельность, не очень понятно», - отметил Андрочников.

Однако выходить на площади с транспарантами профсоюзы не спешат. «Многие проблемы копились годами, и ни у нас, ни у чиновников, к сожалению, нет волшебной палочки, чтобы решить их в одночасье. И митинги здесь — не лучший выход. Необходимо решать вопросы постепенно, раз за разом садясь с представителями власти за стол переговоров», - уверен выступающий.

Анна Семенец