Posted 16 января 2015,, 14:39

Published 16 января 2015,, 14:39

Modified 31 марта, 09:51

Updated 31 марта, 09:51

«Резиновые» квартиры сменились «резиновыми» офисами

16 января 2015, 14:39
Открывая «липовые» конторы, аферисты регистрируют в них тысячи гастарбайтеров. Результат: миллиардные доходы теневого сектора и полчища нелегалов, заполняющие улицы.

На смену «резиновым» квартирам пришли не менее вместительные офисы. Открывая «липовые» конторы, аферисты регистрируют в них тысячи гастарбайтеров. Результат: миллиардные доходы теневого сектора и полчища нелегалов.

После того, как борьба с «резиновыми» квартирами активизировалась, посредники решились на переезд. Дело в том, что российское законодательство позволяет гастарбайтерам регистрироваться не только в жилых помещениях, но и в офисах — по месту работы. Этой лазейкой и воспользовались изобретательные бизнесмены: открывая конторы-однодневки, они регистрировали — ставили на миграционный учет по месту пребывания — тысячи, десятки тысяч мигрантов. Так, по информации «Известий», ООО «Кадровый центр «Восток» оформила подобным образом в Москве 3,3 тыс. иностранных гостей, Межрегиональный профсоюз «Защита» - 56 тыс. Обе организации ныне являются фигурантами уголовных дел.

На поверку все документы, проданные «благодетелями», оказывались «липой»: никаких фирм по указанным в бумагах адресам не было, и ничем, кроме торговли фиктивными документами, они не занимались.

Трудно представить, сколько еще таких вот контор действует в столице. Однако привлечь находчивых «бизнесменов» к ответственности весьма непросто: в профильных статьях Уголовного кодекса - 322.2 УК и 322.3 УК - ответственность предусмотрена только за фиктивную регистрацию в жилых помещениях.

Проблемой озаботились российские парламентарии. «Нужно отслеживать такие юридические лица, нужен механизм по их ликвидации. Люди, которые зарабатывают деньги на фиктивной регистрации, должны нести ответственность. Если речь идет о сотнях, тысячах гастарбайтеров — ответственность должна быть уголовной, если мигрантов единицы, скажем, приятель попросил вас зарегистрировать у себя на фирме рабочего, который отстраивает дачу, — административной, штраф для юрлица», - заявил «Росбалту» председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

По словам собеседника агентства, в ближайшее время комитет ГД намерен предложить соответствующие поправки в миграционное и уголовное законодательство.

Кроме того, депутат убежден: в миграционной службе должно быть специальное подразделение, которое совместно с налоговой инспекцией проверяло бы такие конторы. «Повальную проверку проводить не обязательно: фирмы, которые «нанимают» и «регистрируют» сотни и тысячи мигрантов, - на виду, и миграционной службе они известны», - отметил он. Однако снабдить ФМС необходимым инструментарием, по мнению Крашенинникова, будет не лишним.

Эксперты, впрочем, предлагают действовать иными методами. По мнению главы центра «Миграция и закон» Гавхар Джураевой, регистрацию по месту пребывания вообще не стоит привязывать к квартирам или офисам. Выглядеть это должно примерно так: «человек въехал, получил миграционную карту, где в качестве цели приезда написано - «работа». Там же, в аэропорту или на вокзале он идет в местное отделение УФМС и встает на учет, дескать, «я въехал и как только я где-то обоснуюсь, я дам вам знать». Если в течение трех месяцев мигрант не объявляется, его ждет административное наказание, выдворение и закрытие въезда».

Собеседница агентства убеждена: если система будет понятной и отметиться в ФМС можно будет быстро, просто, без лишних бумаг и поборов, мигранты сами с радостью будут это делать.

«С одной стороны, подобная организация работы позволит пополнить бюджет — мигранты будут платить за постановку на учет в ФМС вместо того, чтобы платить посредникам. С другой — все они будут на контроле, и время от времени сами должны будут заявлять о себе», - озвучила Джураева плюсы своего предложения.

В сущности, фиксировать местонахождение человека в современном мире можно гораздо проще: купил билет на самолет, пошел в поликлинику, оплатил покупку картой, поселился в гостинице, осуществил перевод — он везде оставляет свой след, отметил президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. «Для того, чтобы человек сообщил о себе сам, его нужно мотивировать. Запретами мы только еще больше загоним мигрантов в тень, и деньги, которые могло бы получать государство в виде налогов, просто уйдут бесчисленной армии посредников», - согласился он с Джураевой.

К слову, доходы теневого бизнеса по легализации мигрантов составляют примерно $10 млрд в год. Только в столице эта сумма превышает $3 млрд, заметил Поставнин.

Бороться с проблемой эксперт предлагает не полицейскими, а экономическими методами. «Регистрацию нужно передать ТСЖ. Проживает в съемной квартире 15 гастарбайтеров, так и платите за каждого! И жители, если почувствуют в этом свою выгоду (этот момент нуждается в отдельной проработке), будут помогать в выявлении таких квартир. А ужесточением наказания вплоть до уголовного проблему не решишь: «жулик, как известно, всегда шустрее сторожа», и посредники быстро изобретут новые схемы».

Несмотря на обилие вариантов, проблема нелегальной миграции так и осталась висеть в воздухе. И вопрос о «фиктивной» регистрации по месту работы здесь не единственный. В центре «Миграция и закон» «Росбалту» объяснили: встав на миграционный учет по месту работы, мигрант освобождается от необходимости оформляться по адресу проживания, дабы избежать «двойной» регистрации. Даже если фирма, которая регистрирует приезжих, не «липа», речь идет лишь о постановке на учет — предоставлять жилье работодатель не обязан. Следовательно, на учете мигрант находится по одному адресу, а проживает по другому.

Более того, в одной квартире может проживать гастарбайтеров столько, сколько она способна вместить, и все они могут быть зарегистрированы по месту работы. Коммуналка за одного, а проживает 5-10-15 человек, и все это совершенно законно. Претензии государство может предъявить только хозяину «вместительного жилища», если тот в курсе происходящего, и то не по линии ФМС. Мигрант в этом смысле чист. Таким образом, мы снова возвращаемся к «резиновым» квартиры, только теперь это определение представляется уже не таким метафоричным.

Анна Семенец