Posted 23 января 2015,, 13:57

Published 23 января 2015,, 13:57

Modified 31 марта, 09:45

Updated 31 марта, 09:45

Кризис едет с ветерком

23 января 2015, 13:57
Рабочие будни нового года уже основательно вступили в свои права, однако обязательный их атрибут — нескончаемые автомобильные пробки – странным образом бесследно исчез.

Рабочие будни, пришедшие в столицу после новогодних и рождественских праздников, уже основательно вступили в свои права, однако обязательный их атрибут — нескончаемые автомобильные пробки – странным образом бесследно исчез. Многие москвичи заметили, что даже в часы-пик общий балл дорожного трафика мегаполиса теперь не превышает 5-6 единиц. «Росбалт» поинтересовался у автомобильных экспертов, с чем связано это явление.

Первые рабочие недели 2015 года ознаменовались снижением уровня загруженности столичных дорог. После старого Нового года, когда, по обыкновению, Москва окончательно достигает привычного жизненного ритма, шкала плотности трафика лишь изредка подбиралась максимум к шести баллам, все чаще останавливаясь на четырех или пяти, а многие москвичи и жители ближайшего Подмосковья удивлялись тому, как быстро они преодолевают привычный маршрут. Даже сильный пятничный снегопад, который, согласно прогнозам, продлится и усилится в выходные, не способствовал образованию серьезных дорожных затруднений. Заметили уменьшение количества автомобилей в Москве и эксперты, опрошенные «Росбалтом». Часть из них полагает, что непривычная ситуация объясняется экономическим кризисом.

Специалисты аналитического портала «Яндекс.пробки», впрочем, склонны думать иначе. Они уверяют: дорожное облегчение несет кратковременный характер и совершенно типично для января. По опыту прошлых лет, трафик возвращается к привычным показателям только в самом конце месяца, сообщили «Росбалту» в компании.

«Фишка в том, что загруженность дорог стала меньше чуть ли не в два раза в первые дни января. Если посмотреть на 2014 год, то уже сейчас должны наблюдаться довольно типичные пробки, но их нет», - оппонирует координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он ссылается на собственную статистику и говорит, что москвичи действительно стали пользоваться автомобилями значительно реже из-за массовых сокращений, волна которых накрыла столицу вместе с экономическим кризисом.

По его мнению, снижение траффика не пропорционально эффекту от введения платной парковки. «Эффект от платной парковки немножко другой: в центре от нее ситуация улучшается, а вне зоны — ухудшается. А сейчас улучшилось вообще везде. Я считаю, что это связано с массовыми сокращениями людей после Нового года. Довольно много компаний объявили о ликвидации вакансий, о сокращении персонала, соответственно, людям, которых уволили, незачем ездить по улицам, кроме как на собеседования», - считает Шкуматов. В подтверждение своей версии он приводит данные сайтов, занимающихся организацией сдачи и съема жилья. По его словам, за последние два месяца количество сдаваемой жилплощади в Москве увеличилось почти в три раза — с 30 тысяч квартир почти до 100.

«Это говорит о том, что люди еще и съехали и сдают жилье. Москва первая почувствовала дыхание кризиса, сокращений и снижения уровня жизни – и вот результат», - резюмирует он, подчеркивая, что, по ощущениям, стало свободнее не только на дорогах, но и под ними — в метро. Однако там подсчеты пассажиропотока провести значительно сложнее.

Директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин также склонен связывать снижение автомобильного потока в столице с кризисными явлениями экономики. По его словам, сезонные колебания трафика в крупных городах страны обычно завершаются сразу после старого Нового года. Сейчас же, констатирует эксперт, «есть все признаки трафикового спада, объясняемого спадом экономическим».

В пример специалист приводит наблюдения 1998-1999 годов, когда также имело место значительно понижение транспортной активности москвичей.

«Экономический спад немедленно влечет за собой спад трафиков: контейнерных, грузовых, пассажирских, автомобильных, - объясняет он. - Это прямое следствие. В иных случаях я радовался бы успехам транспортной политики города, но сейчас, к сожалению, транспортная политика решительно не при чем. Здесь виноват кризис. Существует четкая корреляция между темпами роста ВВП и совокупным пробегом автомобильного парка страны, города или региона. В городах мы эти пробеги стараемся искусственно подсократить — за счет парковок и так далее. Но глобальная корреляция существует, и сейчас она как раз настала».

Тем временем в столичном департаменте транспорта «Росбалту» сообщили, что подобных изменений пока нет: в мегаполисе наблюдается «стабильное рабочее движение, характерное для этого периода времени». По сравнению с традиционно ажиотажным концом декабря, количество автомобилей на дорогах снизилось на 9%. Сейчас ежедневно по городу движется порядка 2 млн 800 тыс. автомобилей, тогда как в последних числах минувшего года эта цифра превышала 3 млн 200 тыс., приводят данные в департаменте.

Денис Гольдман